logo search
Анекдот в советской печати 1964-1982 гг. на примере журнала "Крокодил"

Заключение

журнал советский печать анекдот

Можно сказать, что в рассматриваемый период юмор, публикуемый в изучаемом источнике, официально являлся одним из средств пропаганды и внушения «правильных» мыслей советскому человеку, формирования у него определённого образа мышления в отношении некоторых вопросов окружающей действительности, выполнял функцию освещения позиции Партии по многим вопросам, при том, делая это в менее официальной форме, что могло способствовать более глубокому проникновению в человеческое сознание, нужного взгляда на вещи, нежели при классическом подходе, использовавшимся в СМИ.

Юмор сам по себе носит менее навязчивый характер, легче входит в жизнь людей и потому легче распространяет информацию. В то же время работающие в журнале зачастую выражали на листах издания и мнения, не связанные по своей тематике с государственной пропагандой, но делали это не в открытую, а с использованием маскирующих приёмов, таких как обезличивание шутки через устранение всех элементов, способных указать на место действия, либо направления их официально на зарубежные проблемы. В обоих случаях, с формальной точки зрения, анекдоты переставали быть носителями не соответствующих желательному положению дел идей, но сохраняли саму ситуацию, хорошо знакомую рядовому населению СССР и потому им понятную. Это позволяло публиковать анекдоты, направленные на актуальные и злободневные внутренние проблемы, притом избегая возможного их запрета органами цензуры.

Всего в ходе работы было отобрано, изучено и проанализировано 86 шуток и анекдотов социально-политической направленности, опубликованных в течение рассматриваемого периода в разделах, посвященных анекдотам в журнале «Крокодил».