logo search
Автор-женщина в журналистике

Мастерство репортажа Ларисы Михайловны Рейснер

Уже с первых строк чтения произведений Л. Рейснер, я влилась в ту атмосферу жизни, которую она описывала. Ярко, выразительно, и главное, правдоподобно. Я побывала на фронте, я вместе с героями переживала, отступала и придумывала, как мне выбраться из трудной ситуации, я боялась и не могла пошевелиться, вместе с ними, когда бушевали бомбежки. Она рассказывает об этом не как посторонний наблюдатель, который описывает сцены страха, неизвестности, как это обычно делает писатель фантаст, а как реальный участник, боец, солдат. Удалось ей это благодаря правильно подобранному жанру - репортажу. Каждая отдельная глава - это отдельный маленький, но полноценный репортаж, где, порой, трагическое смешивается с комическим, высокое с низким, красота с уродством. Рейснер взволновано и непосредственно делится пережитым. «Ее книга «Фронт»- не мемуары очевидца, а скорее исповедь, искренняя и страстная. Рейснер пишет, как пишут другу, - с готовностью раскрыть свою духовную жизнь. Эту книгу пишет человек, влюбленный в окружающий его мир и крупных характеров». 22 Рейснер Л.М «Фронт. Уголь, железо и живые люди», вступит.статья И.Крамова Это можно понять, если ознакомится с ее биографией. Что повлияло на создание многих великолепных работ Рейснер.

Лариса Михайловна Рейснер родилась в Люблине, в Польше, в семье коммуниста, профессора Пулавского агрономического института М.А. Рейснера. Начальное образование получила в Германии и во Франции. На формирование ее мировоззрения значительное воздействие оказала близость отношений отца с русской революционной эмиграцией и видными деятелями германской социал-демократии.

Была ведущим сотрудником созданного в начале первой мировой войны М.А. Рейснером в Петербурге журнала "Рудин", где печатала стихи и острые по содержанию очерки. Затем сотрудничала в "Летописи" М. Горького. После Октябрьской революции некоторое время занималась работой, связанной с сохранением памятников искусства. С началом гражданской войны ушла на фронт. Рядовым бойцом сражалась с белочехами у Свияжска под Казанью. В 1918-1920 гг. в качестве комиссара Генерального штаба морского флота участвовала в походе Волжско-Каспийской военной флотилии. С 1918 г. в газете "Известия" под рубрикой "Письма с Восточного фронта" публиковались очерки Л. Рейснер, в которых был показан весь путь Волжской флотилии ("Астрахань - Баку", "Казань - Сарапул", "Маркин" и др.). Ее очерки, статьи, стихи печатались также в "Правде", различных армейских изданиях. В 1924 г. издала книжку очерков "Фронт" (вошли многие публикации в центральной печати 1918-1920 гг.) и "Афганистан" (находилась в Афганистане с мужем, советским полпредом Ф.Ф. Раскольниковым), в 1925 г. - "Железо, уголь и живые люди". Тогда же, находясь на лечении в Германии, работала над книгой "В стране Гинденбурга", вскоре взялась за исследование материалов о восстании декабристов (очерки о Трубецком, Каховском, Штейнгеле). Умерла от тифа в феврале 1926 г.33 Там же.

Да, все, что пережила Лариса Рейснер, не могло не вылиться в столь чувствительное произведение «Фронт». Само ее участие, переживание….Она создала, по сути, модель репортажа, того самого, который и должен существовать и до сих пор.

Однако, давайте посмотрим, что у нас сейчас происходит с этим жанров в журналистике. Существует ли он у нас в полной мере? Самая известная журналистка «Комсомольской правды» Дарья Асламова прославилась своими похождениями «дряной девчонки», которые написаны якобы в стиле репортажа. Да, отчасти. Замечу, что прославилась она как журналистка! Мы как бы присутствуем в той ситуации, в которой оказалась Дарья, мы можем выделить, где проблема. Но, на мой взгляд, все- таки это подходит больше на рассказ, на повествование, нежели на репортаж. Да и вообще, если сравнивать сейчас Дарью и Ларису Рейснер, то предпочтение, я все таки отдам последней. Что- то уж темы репортажей Асламовой несколько приземленные-мужчины, секс, наслаждение… Ей бы в гламурных журналах писать это.

Ведь на самом деле, проблема в репортаже, куда гораздо обширней. С 1917 года журналистика на территории бывшей Российской империи двигалась в своем развитии на пути к авторитарной модели. А это значило, что уже в первые годы Советской власти создается устойчивая структура “вертикали прессы”, полностью подчиненной политике Коммунистической партии. Эта структура со временем подкрепляется новой идеологией печати. Рейснер не боялась никого. Несмотря ни на какую жесткую вертикаль, она писала, так как подсказывало ей сердце. Однако, делать ей было это гораздо сложнее нежели современным журналистам. В том числе и Асламовой.

Советская теория журналистики начинает формироваться в 1920-х гг. с дискуссий на страницах профессиональных и специализированных изданий (“Журналист”, “Красная печать”, “Радиослушатель” и др.). Теория репортажа в учебных пособиях и исследовательских работах формируется только в 1950-е гг.

Советская историография всегда придерживалась классовых позиций толкования истории жанра, выделяя два направления развития печати - реакционное, буржуазное, и революционно-демократическое. Соответственно, и репортаж, с этой точки зрения, мог иметь целью либо сообщение сенсаций и отвлечение сознания масс (в буржуазной печати), либо правдивое освещение экономических и социальных процессов в обществе (в советской журналистике) чему в принципе и соответствовало письмо Рейснер, несмотря на то, что принципы репортажа появились уже только после смерти Ларисы.

В 1917-1921 гг. произошла кардинальная целевая переориентация репортажа, но его форма, испытанная дореволюционной журналистикой, была признана эффективной и необходимой в советской печати.

Объектом отражения в советском репортаже становятся события общественно-политической значимости. Сенсации, связанные с жизнью знаменитостей, сообщения о бытовых происшествиях, криминальная хроника вытесняются с газетных полос.55 Глава «Жанр репортажа в советское время» , «История советской журналистики», Кузнецов, Иванова. Вот почему Рейснер уделяет в основном в своей работе «Фронт» больше чувствам. Ей нравится следить. Ее репортажи не только содержат обильную информацию, но и заряжает чувством солидарности с баррикадным бойцом, кроме того, он учит документально точно обрисовывать события. Не скажу, что репортажи Дарьи Асламовой не заряжают чувством солидарности. Я, как женщина поддерживаю ее в том плане, что она также точно может обрисовать событие, и ты ей веришь и ты ей начинаешь доверять. Однако же, все это основано только на впечатлениях - никакой документальной основы в этом увидеть нельзя.

Репортаж как жанр не сразу стал самостоятельным, поначалу проявлялся отдельными элементами в других жанрах публицистики. На долгие годы за репортажем остается такое определение: “Искусство репортажа - искусство добычи, розыска, искательства фактов, борьба за факты”. Репортаж, таким образом - это то, чем занимаются репортеры, газетчики вообще. При этом совершенно игнорировалась вторая составная часть репортажа - личность репортера. Она действительно важна для читателей. Мы вверяем им вершить суд над событием.

На фоне сложного отношения к репортажу в дискуссиях, на практике жанр был весьма востребован. 1920-30е гг. в СССР - это период накопления репортажем формальных признаков. Но репортажи в советских газетах появились задолго до того, как был принят сам термин “репортаж”. Их писали и публиковали, не называя таковыми. Агитационно-пропагандистские и организаторские задачи советской прессы, отраженные в многочисленных партийных документах, обусловили предмет и функции этих материалов. Объектом отражения в новом советском репортаже становятся события общественно-политической значимости:

· бои на фронтах Гражданской войны,

· митинги солдат и рабочих,

· проводы добровольцев на фронт,

· организация помощи голодающим,

· налаживание производства на заводах и хозяйства в деревнях.

После Гражданской войны лейтмотивом стало восстановление народного хозяйства.

«Фронт» - описание реалий гражданской войны. Здесь у Рейснер соблюдена хронологическая последовательность, он насыщен деталями, образами, содержит диалоги. Вот наблюдение, деталь, как обычно у Рейснер, весьма живописная, броская. «Жрать хлеб с соломой», «Умирать, жить и трястись в лихорадке на грязных койках, в нищих госпиталях». Рейснер стремится осмыслить замеченное, и эти размышления, придают неповторимое звучание. Это помогает понять, чем жил человек, во что верил и на что надеялся человек гражданской войны.

В отступлениях от хронологического повествования в репортаже Ларисы Рейснер “Маркин” из серии “Письма с восточного фронта” она выражает свои мнения, где уже прорисованы характеры людей, заставлявших военные корабли стрелять. “Маркин с его огненным темпераментом, нервным, почти звериным угадыванием врага, с его жестокой волей и гордостью викинга завершал собою тип людей, одаренных гениальной интуицией, гениальными инстинктами”. Отступления не заслоняют событийную канву в материале: автор возвращается к хронике противостояния миноносцев, тоже образной и яркой. “Снаряды валились градом. Через мостик они проносились с оглушительным воем, как кегельные шары, катаясь и разрывая воздух”.

К каким деталям обращается Асламова? «Уже второй час ночи. Мы с подругой Катькой сидим на кухне, пьём чай и сплетничаем. О чём говорим? О мужчинах, конечно. Катька ест лимон без сахара, морщится и кривит рот.

-Славка верит, что я в восторге от каких-то его презервативов... то ли с "усиками", то ли с "пупырышками", - говорит она

-А ты в восторге?

-Как я могу быть в восторге, если я внутри даже не чувствую - в презервативе он или нет! А ты чувствуешь?

-Нет.

-А зачем тогда пупырышки делают?-она слизывает лимонный сок с ладони..» Однако же это тоже считается репортажем, с подробными деталями и их описанием.

В 1920-1930-х годах намечается тенденция к анализу нравственно-психических мотивов поведения участников описываемого в репортаже события. Классические репортажи Ларисы Рейснер и Михаила Кольцова сформировали истоки аналитического направления в жанре. И это правда. «Фронт» стоит в ряду очевидцев и свидетелей революции - Рейснер пишет войну такой, какой видит. «Сморщенное, захлебываясь от слез, сердце повторяет: надо уходить спокойно без паники, без унизительной торопливости». Или «Сейчас жена Желиховского - почти он сам. Это его руки из воды, протянутые за помощью, это его глаза, ослепленные огнем, его голова беспомощна охваченная руками, милая разбитая голова, готовая пойти ко дну», «Тогда она сама, сидя на их крыльце, сорвала со своего лица, что- то холодно и мешавшее видеть - это была щека». Рейснер не упрощает, а берет жизнь целиком. Эта правда не страшит и не отпугивает.

«Чистополь, Елабуга, Черны и Сарапуль - все эти местечки залиты кровью, скромные села вписаны в историю революции жгучими знаками. Жены и дети этих убитых не бегут за границу, не пишут, потом мемуаров о сожжении стариной усадьбы…<> Никто никогда не раструбит на всю чувствительную Европу о тысячах солдат, расстрелянных на высоком камском берегу, закрытых течением в илистые мели, прибитых к нежилому берегу»- да, резкость тона свойственна Рейснер. Это отпугивает более спокойных и более осторожных людей.

Но было бы ошибочно характеризовать Рейснер как мастера только лишь в жанре репортажа. Ее очерки, рассказы, фельетоны также талантливы и профессиональны. Да и вообще, о чем бы ни писала Лариса Рейснер, об Афганистане, о Волге, или о Германии, всегда ощущается личность автора, открыто и полно выявляющую себя. Рейснер всегда умеет увидеть по- новому и везде остается сама собой.

Возможно ли, в нашей современной журналистике найти такую же проницательную и эмоциональную женщину-журналистку? Асламову? Думаю, ей надо побольше почитать Рейснер, и многому у нее поучится. Однако же, обе они известны в кругу журналистов и прославились как журналистки, благодаря таланту.