Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
PR = связи с общественностью – коммуникационный менеджмент; способ управления с помощью коммуникации отношениями между организацией и ее аудиторией (организацией и общественностью, внутри самой организации и т.п.); искусство создания и продажи образов организации необходимой аудитории.
Цель: наладить устойчивые связи, доверие и взаимопонимание; формирование общественного мнения о товаре, человеке, компании, событии.
Один из главных признаков – косвенность воздействия, ненасильственность. При этом не возникает психологического барьера, как при прямой рекламе.
Основные принципы: правда, полная информированность (при умелой расстановке акцентов/превращении негатива в позитив), компромисс (даже незначительные уступки приятны любому человеку).
Основа PR – работа со СМИ как наиболее универсальным и доступным посредником между организацией и общественностью. 1 из важнейших целей – формирование круга «доверенных ж-тов» (свой журналистский пул, аккредитация). Приемы PR-служб: предлагают закрытую информацию/сообщают ее интересующему ж-ту раньше всех; устанавливают доверительные отношения с владельцем и редактором СМИ; приглашают ж-та на закрытые мероприятия.
Мероприятия для ж-тов:
* информационные:
- пресс-конференция: повод – значимое для организации и общественности событие/известная личность, диалог: выступающие (представители организации) + вопросы ж-тов;
- брифинг: краткий аналог пресс-конференции; отличие: отсутствует презентационная часть, обычно после какого-то меропр, без доп вопросов;
* имиджевые (создать позитивный образ у аудитории + привлечь ж-тов):
- презентации
- дегустации
* специальные (–//–):
- пресс-туры
- интернет: напр, онлайновые конференции: возможность встретиться с VIP-персонами (недостижимыми другими способами) «напрямую», задать им свои вопросы
- тесты: напр, тест-драйв.
Материалы для ж-тов:
* пресс-релиз: главный PR-документ; заголовок и лид – наиболее важны.
- анонс – обеспечивает присутствие СМИ
- новость – об уже свершившемся событии + краткие комменатрии действующих или заинтересованных лиц.
- информационный – о текущем событии: отчёт о текущих изменениях/новом повороте событий.
Не должен содержать оценочных данных или информации рекламного характера; не больше 2-х страниц; информация только об одной новости + учет требований издания, куда был отправлен.
* бэкграундер: фоновые сведения, дополнительная инф (если мало пресс-р).
* факт-лист: краткие справочные данные об организации, её товарах и услугах, статистика, техническая или финансовая информация, специальные термины, графики, таблицы и т. д.
Обычно пишется для специализированных изданий.
* фичер – публикация в неформальном, информативном стиле по схеме: описание – объяснение – оценка. Занимательная статья, в которой упоминается компания, ее представители или же те или иные события, связанные с компанией.
* кейс-стори – яркая, запоминающаяся история об уже решенной задаче, оказанной услуге
* вопрос-ответ – должен дополнять факт-лист. Та информация, которая должна заинтересовать ж-та. Активно используется в рекламе: сами отвечают на поставленные вопросы.
* заявление – цель – объявить/объяснить позицию организации по какому-то вопросу. Обычно – в конфликтных ситуациях (оборонительный/предупредительный характер).
* биография – материалы, в которых речь идет о фактах из жизни конкретного человека. Напр., о руководителях компании.
* фотография – поддержка текстового материала. Четкое отражение объекта, выразительность, правильный выбор угла и точки съемки. Ракурс, подача, подпись…
Пресс-службы – обычно в гос. организациях.
Закон «О СМИ»:
Статья 38. Право на получение инф
Предоставляют сведения о своей деятельности по запросам редакций + пресс-конференции, рассылка справочных и статистических материалов и др.
Статья 39. Запрос инф
Возможен как в устной, так и в письменной форме.
Статья 40. Отказ и отсрочка
Отказ – только если инф содержит госуд, коммерч или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе – в 3хдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Должны быть указаны: причины; отказывающее должностное лицо; дата принятия решения об отказе.
Отсрочка – если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. –//– + когда инф предоставят.
Статья 48. Аккредитация
Редакция имеет право подать заявку в гос орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Этому праву не корреспондирует обязанность администрации, должностных лиц аккредитовать журналистов в соответствии с поданной заявкой. На орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность предварительно извещать его о проведении таких мероприятий, а также создавать благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки.
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики