logo search
shirman-Alhimiya_rejissury-2008

3. Режиссерский сценарий

Споров вокруг режиссерских сценариев ведется еще больше, чем по поводу литературных.

Теоретически все ясно. Получив литературный сценарий, режиссер должен превратить его в постановочный план, де-

68

69

Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры

тально расписав, как и с помощью каких средств будет сни­маться каждый кадр. Понятно, что такое подробное описа­ние будущего документального фильма с покадровым хро­нометражем и записью еще не снятых монологов героев -дело довольно абстрактное и неблагодарное.

Режиссерский сценарий в игровом кино - вещь абсолютно ес­тественная. В документальном кино многими режиссерами он принимается в штыки. И небезосновательно.

Много лет назад на телевидении возникла своеобразная форма сценария. Она более-менее успешно существует и до сих пор.

Ее образец приводил еще пятьдесят лет назад американский профессор Стенли Филд. Суть ее состоит в том, что лист бумаги делится по вертикали на две части. В левой стороне режиссер описывает то, что будет на экране, - то есть изображение. Спра­ва - закадровый дикторский текст. Выглядит это так (мы при­водим фрагмент режиссерского сценария старого американс­кого документального телефильма «Наша прекрасная река»)

(табл. 1).

Как можно понять из этого отрывка, в левой колонке дано довольно точное описание изображения. Не покадровое: сгруп­пированы по нескольку кадров. Справа дан примерный диктор­ский текст. Все описано достаточно конкретно. Есть и отметки о том, где начинаются музыкальные куски.

Такая форма записи много лет существует на телевидении.

Однако есть и более сложный вид режиссерского сцена­рия. Он пришел из кино. Кинематографический режиссерс­кий сценарий отличается гораздо большей детализацией. Там последовательно описывается каждый кадр, в нем отмечается его длина, определена крупность, подробно описаны объекты съемки и необходимая для съемки каждого кадра техника. Кроме того, в режиссерском сценарии подробнейшим образом описано содержание каждого кадра, все реплики персонажей и закадровый текст. Многие режиссеры - от Сергея Эйзенштейна до Отара Иоселиани - сопровождали свои сценарии еще и ри­сунками-раскадровками каждого кадра.

Для игрового кино подобный сценарий - вещь абсолютно не­обходимая. Для документального кино (на мой взгляд) г боль­шое излишество. Однако на целом ряде студий для запуска

Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий

Табл. 1

Изображение

Звук !

Крупным планом показывается весло, рассекающее воду среди нечистот, плавающих на поверх­ности реки.

Быстрое вытеснение одного изоб­ражения другим

(Музыка) !

Здание Капитолия. Белый дом

Река Потомак (возникает назва­ ние фильма «Наша прекрасная река Потомак»). Панорама по па­ мятнику Джеферсону и бассейну Тайдел Бенси, в котором плавают нечистоты и разные обломки

Вашингтон, Федеральный округ Ко- I лумбия, Капитолий, Белый дом... « Здесь живет президент США и около ; двух миллионов других американцев. ; А это-прекраснейшая река Потомак! \ Исторические здания Вашингтона ! образуют величественную панора- ! му, но все это возвышается на фоне ! грязи. Человеческая беспечность и • легкомыслие превратило реку Пото- ' мак в одну из десяти грязнейших рек ; Америки ;

Панорама за самолетом, совер­ шающим посадку в аэропорту, и сразу же после этого - нечистоты,

'плавающие на поверхности близ­лежащей реки

Крупным планом показывают­ ся пузырьки на воде

Тысячи гостей прибывают в Вашин- ! гтонский аэропорт ежедневно. Река ; выглядит красивой... если к ней не | приглядеться пристальнее. При бли- | жайшем же рассмотрении оказыва- \ ется, что из прекрасной реки сделали ! мусорную свалку, место для спуска ! нечистот. На поверхности реки вид- ! ны пузырьки газов, загрязняющих не ■ только воду, но и воздух ;

Рыбак забрасывает удочку, и затем панорама на нечистоты и мусор, плавающие на поверхнос­ти воды

Люди, которые здесь живут, должны ! иметь какой-то отдых. А что может ■ быть интересней, чем ужение рыбы? ' Но река Потомак превратилась в тря- ; сину, в скопление нечистот, сора и вся- | ческой грязи. (Музыка) ;

}=■ Несколько рыбаков удят рыбу ! около канализационной трубы

Невероятно! Эти рыбаки удят рыбу ! над самой канализационной трубой, ! выбрасывающей в воду нечистоты. ■ Это потому, что здесь рыба лучше • всего клюет! Особенно карп...18 |

70

71

Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры

Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий

в производство и сегодня требуют именно такой подробный «классический» режиссерский сценарий. Так как режиссер должен быть готов к любым неожиданностям и превратностям судьбы, привожу в качестве примера формы и стиля записи фрагмент режиссерского сценария научно-популярного филь­ма «Карандаш и Жар-птица» режиссера-оператора Натана Ширмана (студия «Киевнаучфильм») (табл. 2).

Итак, в первом столбике режиссерского сценария мы пишем порядковый номер кадра. Во втором - место проведения съем­ки. В следующей графе - крупность плана (о кадре, его крупно­сти и многом другом мы расскажем далее). Следующая графа

- хронометраж. Или, как в приведенном нам примере, - мет­ раж (в кинофильмах длина кадра измеряется метрами, в виде­ офильмах и телепрограммах - секундами). Содержание кадра описывается в соответствующей графе. Туда же вписывают и все реплики, которые звучат в кадре, синхронные интервью. В графе «звук» - дикторский текст, музыка, шумы. В графе «примечания» - необходимая для съемки данного кадра спе­ циальная техника или приспособления. Запись режиссерского сценария должна быть лаконичной.

По режиссерскому сценарию продюсер может легко выяснить, где (в каких местах, городах, странах) предполагает режиссер проводить съемки, сколько всего объектов намечено снять и каким именно образом. Какая необходима техника, сколько света требуется для съемок интерьеров, какая нужна звукотех-ника и т.д. Все это необходимо для создания сметы фильма и уточнения сроков производства. Если выяснится, что на каком-то объекте режиссер планирует снять всего пятнадцать секунд полезного материала, а объект этот находится в другом городе

- вряд ли что-то заставит продюсера утвердить такую команди­ ровку (разумеется, если в этих кадрах не будет заключен весь смысл фильма!). В реальной жизни чаще всего не режиссерский сценарий определяет смету фильма, а наличие денег, с которы­ ми режиссер должен соизмерять полет своей фантазии.

Повторю еще раз: подобный сценарий документалистам сегод­ня приходится писать не часто. Но бывает. Именно такой сце­нарий я писал совсем недавно по требованию студии и Минис­терства культуры, когда работал над фильмом «Опасно свобод-

Табл. 2

:, :0бъ-:круп-:хроно-: : :при- :

»,'__ ' ность • л" ' Содержание кадра ■ Звук ■ ме- •

1 1ВКТ 1 ^ М6ТРЗЖ 1 111

1 | • кадра 1^1 II чания ■ 184 [г.Умань[Общ. [4м [ Проплывают верхушки дере-1 Звуки ; ■ ; [ парк I пл. [ ; вьев (проезд). Панорама вниз ! весенне- [ ; | | «Софи-1 [ I - по лесу, пронизанному све- I го леса | | [ [евка» [ [ ', том, идут дети, учащиеся ху-1 - шорох [ [ ; [ Натура [ ! [ дожественной студии. В руках I листьев, [ [ [ [День [ [ [ несут папки, складные стуль-1 пение | | [ [IIIчики, этюдники [ птиц ; ;

[85 [ -«- [3,5м [Общ. [ Ребята проходят по деревян-I ! I ! ! ! I пл. ! ному мостику через речушку I ! !

;86[ -«- [4 м [Общ. [ (с верхней точки) Живописное ', [ Опе- ; ! ! I ', пл. [ лесное озеро с причудливой [ ', ра- [ [ ! ! I I линией берега. Камера опус-1 [ тор- [ [ [ [ I I кается на кране. Ребята - кто I ! ский [ [I ! ! ! с альбомом, кто с этюдником I I кран [ ! ! I I I - рисуют, пишут. Камера при- [ ', I [ I 5.1 I ближается к детям I I !

[87 [ -«- [Зм [Ср. пл. [Над своей работой склони-I [ | | I [ I |.лась Наташа Чернышева. У I I I ! I | ! I нее нет ни папки с бумагой, ни I ', ! ! I I I пластилина. Девочка рисует I I ! ! I ! I I на плоском камешке I ! I

[ 88 [ - « - [ 2,5 м [ Ср. пл. ; Несколько штрихов - и серый [ [ { [ [ [ [ [ камень превращается в «из- [ [ [ [ I [ [ [ бушку на курьих ножках»... [ [ [

[89[ -«- [1,5м [Кр.пл. [...«утенка»... I I ! [90 [ -«- [1,5м [Кр.пл. [... «Красную Шапочку»... ! ! ! [ 91 [ Моек- [6м [ Общ. ; Кабинет композитора Дмитрия I Диктор: [ ; | I б^нет" ' 'ПЛ' ' Кабалевского- На переднем I Компози- [ [ ! \ Д. Ка- ' ' ■ плане рояль. Из глубины идет [ тор [ [ ' I балевс-1 I I на нас композитор. Он расска- I Дмитрий [ ] I I кого. [ | [ зывает: «Недавно я получил [ Борисо- [ ; ' 1 ™1ГЬрп ' ' ' письмо от одной из девочек- ', вич Каба- | [ ■ 1 [ ' ! учениц этой замечательной [ левский [ [ ; ! II I студии. Она прислала такие I ! | «1 I ! I замечательные стихи, что я тут I I ! '| I I I же написал к ним музыку» I I I

|у2 [ .«. ;4м [Ср. пл. [Кабалевский садится за ро-I [ ! [ ' II I яль, ставит на пюпитр лист из I ! ', [I ! ! I школьной тетради, начинает [ ', I

72

73

Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры

ный человек». Примерно в это же время мною велась работа над таким же по сложности фильмом «Казнить палача» (телеканал «Россия»). И хотя во втором случае и география съемок была об­ширнее (от Австрии до Аргентины), и затраты были не меньше, никто от меня, режиссера, подробного режиссерского сценария не требовал. Словом, режиссер должен быть готовым ко всему!..

А теперь два слова в защиту режиссерского сценария (хотя мало кто из режиссеров говорит о нем что-то хорошее!). В уже упомянутом фильме «Опасно свободный человек» было несколь­ко анимационных эпизодов. Каждый из них продолжительнос­тью в 35-40 секунд. Снимать анимацию без сценария невозмож­но. Режиссерский сценарий, в котором была подробнейшим об­разом описана анимация (и сюжет ее, и дикторский текст, и му­зыка), был необходим и очень помог съемочной группе. И еще. В этом же фильме был задуман целый ряд коллажных кадров: когда в одно изображение вписывалось другое, картины совме­щались с натурой, кадры старой хроники - с синхронными ин­тервью и тому подобное. Для того чтобы сделать такие сложные кадры, необходимо было предварительно снять заготовки. Не­которые кадры для них снимались в Грузии на натуре. Другие - в Армении, в музее. Так как все эти кадры были придуманы заранее, группа понимала, зачем и для какого именно эпизо­да и места в фильме снимается данный кадр. Безусловно, зна­чительная часть съемок представляла собой импровизацию на месте. Но все же некоторые основные решения были найдены еще на стадии написания режиссерского сценария.

При создании режиссерского сценария (любого вида) режис­сер разбивает литературный сценарий на отдельные кадры. Потом, после окончания съемок, при монтаже он произведет противоположную работу: из всех этих фрагментов склеит цельное повествование.

О членении литературного произведения (сценария) на кадры, о монтаже и многом другом расскажут последующие главы этой книги.