Этические нормы в работе с источниками информации
Существует несколько не общепринятых (в силу разного отношения журналистов к этике), но вполне обоснованных требованиями профессионализма правил. В частности, не следует:
«прикидываться», то есть представляться работником другой профессии, предположим, водопроводчиком, почтальоном, прохожим и т.п. (кроме использования включенного наблюдения);
запугивать собеседника (хотя в некоторых наставлениях западным репортерам допускается легкий шантаж интервьюируемого: «Иногда делайте вид, что вам известно больше, чем на самом деле... – пишет Д. Рэндалл. – Но этот номер выгорает только у опытных репортеров»[5]);
советовать, давать рекомендации;
обещать «разобраться» и принять меры (это не входит в компетенцию журналистов);
допускать поступки, которые могут вызвать моральное осуждение окружающих;
идти на сближение ни с «положительными», ни с «отрицательными» персонажами;
принимать подарки и услуги, поскольку могут возникнуть отношения зависимости журналиста от источника информации;
производить запись разговора на диктофон без ведома собеседника (напротив, необходимо убедить его в том, что диктофон не позволит исказить его мысли и суждения); в то же время не лишним окажется дублирование диктофона записями в блокнот принципиально важных заявлений и суждений, так как техника, бывает, отказывает;
в любом случае, с человеком, которого журналист намерен критиковать, нужен еще один последний разговор, где автор излагает выводы и оценки, к которым пришел, собирая информацию.
Особо внимательно надо отнестись к интервьюируемым, когда они произносят: «Это не для печати».
И последнее: не наследи! После тебя здесь будут другие журналисты, и в соответствии с впечатлением, которое ты оставил у людей, они могут попросту отказаться с ними разговаривать.
[1] Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993. С. 283–292.
[2] Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988. С. 51.
[3] Там же. С. 35.
[4] Аграновский В.А. Кто ищет... М., 1988. С. 464.
[5] Рэндалл Д. Универсальный журналист. Великий Новгород; СПб., 1999. С. 88.
- Общество «знание» санкт-петербурга и ленинградской области
- Глава 1 Виноградова с.М. Слагаемые журналистской профессии
- Информационно-коммуникационная деятельность: у истоков мастерства
- Журналистский профессионализм: вехи становления
- Журналистика: призвание, ремесло, профессия
- Журналист: профессиональные особенности личности
- Журналистика: профессия в зеркале модели мира
- Глава 2 Лазутина г.В. Журналистское познание мира
- Особый статус познавательной деятельности журналиста
- Формы и ход познавательного процесса
- Ориентация в информационной среде
- Методы познавательной деятельности
- Итог познавательной стадии
- Глава 3 Лозовский б.Н. Методика сбора информации
- Работа с источниками информации
- Способы получения информации
- Этические нормы в работе с источниками информации
- Глава 4 Мисонжников б.Я. Отражение действительности в тексте
- Журналистский текст и его функции
- Диалектика текста и диалектика отражения мира
- Создание текста – процесс творческий
- Глава 5 Кройчик л.Е. Система журналистских жанров
- Жанр или текст?
- Оперативно-новостные тексты
- Оперативно-исследовательские тексты
- Исследовательско-новостные тексты
- Исследовательские тексты
- Исследовательско-образные тексты
- Глава 6 Корконосенко с.Г. Правовая и этическая культура журналиста
- Право на информацию и обязанности журналистов
- Система права сми в россии
- Информация ограниченного доступа в сми
- Методика применения правовых норм
- Журналистская этика
- Глава 7 Михайлов с.А. Технологический фактор в деятельности журналиста
- Особенности работы в печатных сми
- Особенности труда на радио
- Особенности работы на телевидении
- Особенности работы для информационных агентств
- Особенности труда в компьютерных сетях и базах данных
- Глобальная коммуникация
- Универсальная подготовка к работе в системе сми
- Глава 8 Орлова т.Д. Сотрудничество редакции с аудиторией
- Адресаты журналистских выступлений
- Двусторонняя природа массовой коммуникации
- Формы вовлечения аудитории в журналистский процесс
- Профессиональная культура работы с почтой
- Организационно-массовая работа с аудиторией