Атмосфера кадра
У итальянского писателя Альберто Моравиа есть рассказ под названием «Ну как, тебе легче?».
В нем речь идет о брате и сестре, которые никак не могут понять друг друга. Сестра пытается рассказать брату о своей семейной драме (ее оставил любимый) и делает это очень эмоционально. В ее рассказе принимают участие и грозовые тучи, которые «аккомпанируют несчастью», и море, которое будто смеется над ней, и многие другие одушевленные фантазией женщины предметы и явления природы. Прагматичный брат, пытаясь ее успокоить, все время перебивает сестру. Он не столько сочувствует, сколько поправляет ее: тучи — это всего лишь физические явления, у моря нет никакого рта, и оно не может смеяться, и тому подобное. Но когда спустя несколько минут раздается звонок телефона и брат узнает, что его тоже оставила любимая, настроение у него резко меняется. И красный пластмассовый телефон кажется ему огромным кровавым пятном...
Все, что мы наблюдаем вокруг, имеет определенную эмоциональную окраску.
Ни одно событие не существует в эмоциональном вакууме.
Для влюбленного самый серый день ярок и прекрасен.
Для убитого горем солнечный свет меркнет в прямом смысле
слова.
Без эмоциональной окраски все происходит только в плохом
фильме.
Если фильм или телепрограмма нас не волнует и не трогает, проблема может заключаться именно в этом. Возможно, режиссеру просто не удалось создать захватывающую, эмоциональную атмосферу.
Чтобы добиться этого, нужно работать над каждым кадром.
Вот простейший пример.
На экране - больной ребенок, лежащий в кроватке. Мама заботливо склонилась над ним. Этот кадр произведет на зрителя нужное впечатление, если оператор сможет светом создать соответствующую тональность изображения. И действительно, приглушенные, мрачные тона, длинные тени, лежащие на стенах комнаты и на кроватке ребенка, вызовут ощущение серьезной опасности, нависшей над больным малышом. И наоборот, светлые тона, лучи солнца, льющиеся из окон и заполняющие кадр, создадут ощущение надежды на скорое выздоровление. Разная тональность придает одному и тому же изображению противоположный смысл.
Можно идти и «от обратного». Самые жуткие и страшные события французского фильма «Под ярким солнцем» происходят на фоне замечательных средиземноморских пейзажей. Контраст между чарующей природой и страшным преступлением, совершенным главным героем фильма, лежит в основе режиссерского замысла, который последовательно воплощается авторами.
Замечательную атмосферу мгновенно создает режиссер Клод Лелюш в одном из первых кадров фильма «Мужчина и женщина» . Мы знакомимся с главным героем. На среднем плане видим мужчину с сигарой в зубах и газетой в руках. Мужчина вальяжно садится в открытую машину и, не глядя на водителя, небрежно бросает: «Антуан, в клуб!..» Машина срывается с места. Но мужчина вдруг передумывает и приказывает ехать в казино. Через секунду мужчина требует развернуться и ехать в другую сторону (водителя мы не видим, он за кадром). Машина делает какой-то неудачный маневр, - водитель ведь сбит с толку! -и не успеваем мы возмутиться самодурству этого легкомысленного месье, как мужчина, молниеносно отшвырнув газету, помогает водителю вывернуть руль. Следует стремительный отъезд. И мы видим, что за рулем сидит маленький мальчик, которого отец учит водить машину. Крупность плана и авторская выдумка мгновенно создали лирическую, доверительную и чуть ироничную атмосферу, в которой живут герои - отец и сын.
Когда в том же фильме мы познакомимся с работой героя - автогонщика, кадры вновь будут максимально насыщены эмоци-
156
157
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Кадр
ями. Мы увидим машину героя на трассе под дождем, в тумане, когда гонщик будет преодолевать круг за кругом на автодроме. Мы увидим машину героя и во время ночной гонки, когда фары будут ослеплять глаза, а кровавое солнце всходить над мокрой, смертельно опасной трассой.
А вот другой пример.
Советский фантастический фильм о девочке, которая наделена фантастическим даром. Она может на расстоянии передвигать вещи. Эпизод на натуре. Девочка одним взглядом заставляет тронуться с места автомобиль. Теоретически это интересная и эффектная сцена. Но она снята так, что абсолютно ничем не захватывает и не удивляет зрителя.
Из всех возможных решений на экране — самые невыразительные. Какая выбрана натура? Какой ракурс? Какая композиция кадров? Что за машина тронется с места под взглядом девочки? Какая погода на улице - солнце, дождь, ветер, метель? Какое звуковое решение? В каком состоянии сама эта девочка? На все вопросы ответы одинаковые: никакой, никакая, никакое...
Режиссер должен уметь создавать нужную атмосферу в каждом кадре не только игрового фильма. Это относится и к документальным очеркам, фильмам-портретам, документальным сериалам. Если нет атмосферы, фильм или телепрограмма не будут живыми. Станет невозможной эмоциональная связь со зрителем.
Французский телесериал посвящен тайнам египетских пирамид. Слово «тайна» даже вынесено в название. И ни одного намека на тайну в изображении, звуковом решении, монтажном строе фильмов. Кадры пирамид похожи на слайды. Все снято грамотно, четко - и невероятно скучно. Минимум эмоций и хоть какого-то авторского поиска. Вся драматургия лишь в дикторском тексте. И не раскаленной пустыней, а арктическим холодом веет с экрана. Невольно вспоминаются другие кадры, снятые в тех же местах киевским оператором Михаилом Лебедевым. Те же руины древних египетских сооружений, но сняты они совсем по-другому. Вечер. По развалинам проплывают длинные тени прохожих. Самих людей мы не видим, но по старинным стенам проплывают силуэты детей и взрослых, велосипедистов
158
и тележек, запряженных осликами. Это производит какое-то фантастическое впечатление - будто переплелись времена. А в других кадрах на фоне древних руин вдруг начинают вспыхивать какие-то странные огни. Они мчатся среди развалин и придают всему загадочный вид. Правда, скоро выяснится, что это солнце отражается и вспыхивает бликами на лобовых стеклах автомобилей, мчащихся по трассе, проложенной рядом.
На канале «Дискасвери» можно увидеть немало документальных сериалов, посвященных Второй мировой войне. Уникальная хроника, высокое техническое качество изображения, авторитетные эксперты, интересные свидетели событий - все есть в этих фильмах. Но зачастую похожи они на какой-то протокол, холодный и бессердечный. Факты есть. А эмоций почти нет. Это определенный стиль западной теледокументалистики. Авторы делают упор на факты. Дают возможность зрителям самим делать выводы. Режиссеры сознательно не «прессингуют» зрителей, не выжимают слезы или праведный гнев. Они подчеркнуто неэмоциональны. И в этом есть своя режиссерская логика. Тем не менее такая стилистика не единственно возможная.
Коротенький фильм «Память» киевского режиссера Феликса Соболева был построен на одной-единственной фотографии неизвестного солдата Второй мировой войны. Когда фото впервые было опубликовано в книге маршала Жукова, множество людей узнали в этом солдате своего отца, мужа, сына, которые пропали без вести на фронте. В финале фильма эта фотография (когда камера отъезжала от нее) превращалась в сотни, тысячи точно таких же фотографий. Они были выстроены, будто солдаты на параде. И вдруг они трогались с места под звуки воинского марша, как армейские колонны. Этот кадр, имитирующий ракурсную съемку сверху, нес чрезвычайно мощный эмоциональный заряд. Мгновенно из области хроники, документов мы переносились в настоящее, волнующее искусство.
В одном американском документальном телефильме рассказывалось о том, как где-то на Аляске был найден бомбардировщик, который шестьдесят лет назад упал среди снегов Дальнего Севера. Группа энтузиастов отремонтировала самолет и собралась вновь поднять его в небо. Самые волнующие кадры -
159
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
когда снова заработали двигатели. И замечательная деталь - на металлических кожухах двигателей стал понемногу оттаивать лед. И тонкие струйки, будто слезы, потекли по «мужественному лицу» бомбардировщика.
Есть много режиссерских и операторских средств, позволяющих создать нужную атмосферу, эмоционально увлечь зрителей - от тональности кадра до его длины, от композиции кадра до времени съемки и т.д.
В классическом американском фильме «12 рассерженных мужчин» на протяжении всего фильма присяжные стремятся выяснить, виновен ли молодой парень, которому грозит смертная казнь. Улики против него серьезные. Большинство присяжных спешат поскорее закончить дело, так как убеждены в вине подсудимого. Лишь один человек становится на его защиту. Драматизм ситуации режиссер подчеркивает и такой, казалось бы, второстепенной деталью: в городе стоит страшная жара. Вентиляторы гоняют горячий воздух и не помогают. Страшная духота в комнате заседаний. Ни газированная вода, ни открытые окна не помогают. Кажется, что уже просто физически невыносимо терпеть эту пытку в совещательной комнате. Герои в насквозь мокрых рубашках доведены до исступления. И лишь один упрямый правдоискатель не соглашается уступить. В конце концов, он добивается справедливости - парня единогласно оправдывают. К слову, эту физически ощутимую атмосферу создали вместе режиссер Сидней Люмет и оператор Борис Кауфман (младший брат Дзиги Вертова, снимавший в качестве оператора фильмы с режиссерами-классиками Жаном Виго, Абелем Гансом, Кингом Видором, а также с Винсентом Минелли, Эли Казаном и Отто Преминджером).
И опять противоположный пример. В начале фильма «Разорванный занавес» режиссер Альфред Хичкок создает ироничную и интригующую атмосферу. На круизном пароходе где-то в северных морях вышла из строя система отопления. Мы знакомимся с героями фильма, когда они в шубах, пальто и меховых шапках безуспешно пытаются выпить в баре свои коктейли, превратившиеся в лед.
Чрезвычайно длинные планы в документальных фильмах Александра Сокурова придают, казалось бы, простым кадрам
Кадр
мощную философскую окраску. Так, в одной из его картин мы долго наблюдаем за тем, как люди бредут по проспекту после праздничного салюта. Короткие планы едва ли привлекли бы наше внимание к происходящему. А длинные кадры позволили внимательно вглядеться в эту унылую картину. И чем больше мы всматриваемся в толпу прохожих, тем страшнее становится зрелище: это праздник без праздника, пасмурные лица, сгорбленные фигуры, милиция, подгоняющая людей...
Мужчина и женщина - герои уже упоминавшегося нами
I французского фильма «Мужчина и женщина» - знакомятся в машине во время ночного путешествия. Здесь завязываются отношения двух не слишком счастливых людей. Режиссер Клод Лелюш мастерски создает атмосферу этой поездки. Ночной дождь, ветер - а мы сквозь запотевшее стекло машины видим, как все теплее становится внутри машины, как постепенно тает лед в отношениях двух людей. Ироничную атмосферу своим фильмам о приключениях Шерлока Холмса режиссер Игорь Масленников задает с первого кадра - с титров. Если помните, из какого-то бессмысленного набора букв с помощью специальной «шифровальной» таблицы появляются слова-титры, расшифрованные великим детективом. Игру в «английский» детектив подчеркивают и первые музыкальные звуки. Режиссер попросил композитора написать «что-то похоже на позывные радио ВВС», и это отлично было выполнено - мы мгновенно переносимся в добрую старую Англию. Эмоциональное воздействие на зрителя должен оказывать каждый кадр.
Когда мы видим динамичного ведущего теленовостей в современной студии, а на заднем плане - журналистов, которые работают за компьютерами в ньюс-руме, это производит нужное впечатление. Мы эмоционально ощущаем осведомленность этих людей. Мы начинаем верить в то, что именно здесь владеют свежей, еще горячей информацией. Конечно, подобное впечатление может быть и ошибочным - но дело уже сделано. И наоборот - вялый ведущий в старомодном костюме, сидящий на фоне синей помятой тряпки, служащей фоном, невольно порождает У зрителей мысль о том, что мы с этим парнем будем последними, кто узнает о каких-то важных мировых новостях.
160
161
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Кадр
Атмосфера изысканной, элегантной игры присутствует в каждом кадре телепрограммы «Что? Где? Когда?». Одежда игроков, дизайн студии, свет, музыка, способ съемки, монтаж, темпоритм - все создает определенный настрой.
Дискуссионный клуб «Последняя баррикада» (собиравшийся когда-то на канале «1+1») - интеллектуальная программа. Главное в ней - острая, парадоксальная мысль. Для атмосферы, способствующей абстрактным размышлениям и сложным умопостроениям, вполне подходила черная студия, в которой не было ничего лишнего. Иногда мы видели героев, отражающихся в полированной поверхности стола. Их изображение вверх ногами тоже не вызывало удивления: здесь многие мысли ставили с ног на голову и не любили банальностей.
Атмосфера азартного вызова и даже провокации в телевизионной программе «Гордон» (НТВ) начиналась с первого кадра. Красный фон, на котором происходило все действо, раздражал и по всем правилам психологии, дизайна и вообще здравого смысла не должен был иметь место в приличной телепрограмме. Чуть позже мы замечали и нестандартный, мягко говоря, монтаж, нарушающий все писаные и неписаные законы. Затылок ведущего фигурировал в кадре гораздо чаще лица. Смотрели участники передачи в спины друг другу, так как камеры были расположены «неправильно». Их расставили вопреки законам. Но все эти странности ~ мелочь по сравнению с заумными дискуссиями, лежащими в основе передачи. Такое на телевидении встретишь не часто. И выяснялось, что все эти визуальные странности были абсолютно логичной и продуманной подготовкой зрителей к тому, что сейчас будет все «против правил».
Атмосфере каждого кадра уделял огромное внимание Андрей Тарковский. Он предостерегал студентов от наивной надежды на то, что посредственные кадры могут быть спасены интересным монтажом. Он утверждал: мастерство режиссера можно оценить, увидев лишь один кадр. Все сразу будет ясно - есть ли там жизнь, напряжение, ритм, эмоции. Если кадры холодные, пустые, невыразительные, режиссера не спасет ни монтаж, ни музыка, ни дикторский текст.
«Кабинет доктора Калигари» и другие знаменитые фильмы немецкого экспрессионизма с первых кадров захватывали зри-
телей своей необычной, загадочной и мистической атмосферой. Пусть критики говорили, что эти фильмы сделаны «из бумаги и картона», что главными их творцами были не режиссеры, а талантливые художники и декораторы - обо всем этом можно спорить. Бесспорно иное: загадочные декорации, не похожие ни на театр, ни на реальную жизнь, игра со светом и прочие режиссерские приемы создавали напряженную, взвинченную и нервную атмосферу. И ее режиссеры выдерживали в КАЖДОМ КАДРЕ. Французский режиссер и теоретик киноискусства Жан Эпш-тейн, которого мы уже цитировали, утверждал: успех экранного произведения зависит не только от драматического действия или анекдота, лежащего в его основе. Сила экрана состоит в другом: настоящая драма может прятаться в шторе на окне, может быть растворена в стакане с водой. Комната может быть насыщена драмой в разных ее стадиях. Сигара дымит угрозой на горле пепельницы. Пыль измены. Пейзаж должен быть не таким, как его обычно демонстрируют в документальных фильмах о красотах Бретани или Японии. Пейзаж на экране должен передавать состояние души, потому что он и есть состояние души.
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс