Билет №12. Информационные службы в системе сми
Информационные службы обеспечивают деятельность СМИ, поставляя им как готовые тексты, так и «сырой» фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства, которые и официально, и по сути относятся к СМИ. Своим происхождением они обязаны французу Шарлю Гавасу. Он в начале XIX века первым раскинул сеть своих представительств в различных местностях, стал продавать добытые ими факты и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в отдаленные географические точки. В дальнейшем бизнес на агентской информации оказался необычайно прибыльным. Наибольшим влиянием пользуются мировые информационные агентства: “Associated Press” и “United Press international” (США), “Agence France-Press” (Франция), “Reuters” (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия).Далее по величине идут национальные агентства, областные и городские, а также те, что создаются при издательских и вещательных компаниях.
На одном уровне с мировыми гигантами в течение десятилетий работает крупнейшая отечественная фабрика новостей – ИТАР-ТАСС. У ИТАР-ТАСС было немало прямых и отдаленных предшественников. Первенцем информационной службы в нашей стране явилось Российское телеграфное агентство (1894), подконтрольное германскому агентству Вольфа. Затем возникло Торгово-телеграфное агентство, а в 1904 году – Санкт-Петербургское телеграфное агентство, от которого ведет свою родословную ИТАР-ТАСС. В связи с началом первой мировой войны оно было переименовано в Петроградское и под этим названием обрело все черты крупного предприятия информационной отрасли. В 1918 году на его базе ВЦИК образовал государственное Российское телеграфное агентство (РОСТА). В 1925 году РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза. Позднее оно вошло в число мировых лидеров.
Усилению ТАСС способствовали и его роль официального рупора власти, и его положение фактического монополиста в стране. Лишь в начале 60-х годов появилось Агентство печати «Новости» (АПН), носившее статус негосударственного. После распада СССР ИТАР-ТАСС обрело новое имя – Информационное телеграфное агентство России, но не потеряло известное всей планете прежнее название. Сегодня ИТАР-ТАСС работает на пяти континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах.
Времена единообразия на российском рынке новостей давно закончились. В 1941 году образовалось РИА «Новости», а за последние десятилетия появились принципиально новые агентства. Это такие общенациональные компании, как «Интерфакс», «Постфактум, «ИМА-пресс» и др. С их продукцией регулярно имеют дело федеральные и местные редакции, а также зарубежные государственные и коммерческие организации, ведущие мировые медиакомпании.
Сеть агентских служб постоянно расширяется. Возникают специализированные агентства по тематике, по характеру распространяемых материалов, по источникам сведений, по способу распространения. Возникает здоровая конкуренция, которая требует оперативности, широкой осведомленности, умения находить более важные и менее открытые новости. Поэтому информация Интерфакса и других информационных служб часто бывает уникальной, а при обращении к одной теме – взаимодополняющей, взаимокорректирующей, а иногда и взаимоотрицающей. Все это делает работу с агентской информацией в редакциях СМИ сложной и интересной, требующей вдумчивого отношения и умелого сопоставления сведений, быстрой реакции на сообщения.
Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть других информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, религиозно-конфессиональных организациях. Они поставляют редакциям деловые сведения, которые впоследствии находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не производят массовую информацию, но способствуют обмену и распространения важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми