Особенности уровней научного познания
В практике научного познания сущшествует два его вида: эмпирический (то есть, анализ источниковой базы) и теоретический. Остановимся подробнее на каждом из них.
-
Эмпирический уровень.
Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к его эмпирическому уровню, понижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абстракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выявление объективных законов. Эмпиризм (от греческого «опыт») отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание, вследствие чего эмпиризм всегда был связан с сенсуализмом (от латинского «чувство»).
Эмпирическое исследование направлено на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт (от латинского «сделанное, свершившееся»).
Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. «Факт» имеет следующие основные значения:
1). Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности (факты действительности), либо к сфере сознания и познания (факты сознания).
2). Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины.
3). Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, то есть знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов1.
Факт становится научным тогда, когда он является элементов логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему. В понимании природы факта в современной методологии науки выделяются две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Первый подчеркивает независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям. Второй утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки2.
В научном познании факты играют двоякую роль: во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий или их опровержении. Таким образом, эмпирический опыт никогда – тем более в современной науке – не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены.
-
Содержание
- Казанский (приволжский) федеральный университет
- Р.П. Баканов
- Актуальные проблемы
- Современной науки
- И журналистика
- Содержание
- Пояснительная записка
- Задачи курса
- Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Актуальные проблемы современной науки и журналистика»
- Объем дисциплины и виды учебной работы Объем материала: 12 часов Форма обучения: заочная
- Содержание разделов дисциплины
- Методические рекомендации студентам по успешному освоению дисциплины
- Материалы к лекциям научное знание в системе знаний Наука и общество. Многообразие форм знания
- Научное знание как система. Особенности и структура научного знания
- Особенности уровней научного познания
- Теоретическое познание и его формы.
- Возникновение науки
- Социально-экономические проблемы современной науки
- Российские ученые – лауреаты нобелевской премии в разные годы
- 1958 Г. – и.Е. Тамм, п.А. Черенков, и.М. Франк – премия за открытие и истолкование «эффекта Черенкова».
- 1962 Г. – л.Д. Ландау – премия за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия.
- 1964 Г. – н.Г. Басов, а.М. Прохоров – премия за фундаментальные работы в области квантовой электроники, приведшие к созданию генераторов и усилителей на основе принципа мазера-лазера.
- 1978 Г. – п.Л. Капица – премия за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.
- 2000 Г. – ж.И. Алферов – премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.
- Заключение
- Глоссарий терминов
- Источники для обязательного чтения
- Литература
- Интернет-ресурсы (сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)
- Список известных ученых и журналистов
- Вопросы к зачету по дисциплине (вопросно-ответная форма, зачет проводится в виде коллоквиума)