logo search
ОТЖ (3)

25.Социальная роль журналистики как общественной системы.

Надо уйти от одноплановой трактовки журналистики. Для этого социально-ролевая характеристика. Сущность ее в том, чтобы выявить какие социальные обязанности выполняет пресса в соответствие с теми запросами которые ей предъявляет общество. Журналистика проникает во все сферы социальной жизни. В науке общественная жизнь делится на 4 системы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Соответственно и роли прессы делятся на: производственно-экономическую, регулирующую(полит), информационно-коммуникативную(социал), духовно-идеологическую. Эти системы существуют автономно, пресса только каким-то сегментом заступает на пространство той или иной сферы но не растворяется в ней, роли одновременно отделены друг от друга и сосуществуют в пределах целого–журналистики. Производственно – экономическая роль выражается в том, что у журнаоистике есть товарная сущность. Издание газеты это доходное дело и предприятие. Товарно-денежные отношения пронизывают всю индустрию СМИ. В связи с неустойчивостью экономики государство должно играть регулирующую роль в целях поддержания общественно необходимой системы приоритетов.

Информационно-коммуникативная роль: способствует осознанию членами общества своего статуса и функций, согласованию всех элементов социальной системы и их взаимодействия. В этой связи главное значение имеет информационная природа СМИ. Маркс говорил, что печать это говорящий узел, соединяющий личность с государством и миром. Пресса служит памятью человечества. Редакции не только ретранслируют новости, но и отбирают их. Полнота, достоверность и объективность информации – защитный зонтик над сознанием людей от всякого манипулирования. Важна категория времени отраженного в публикациях. Журналист должен отражать явления в развитии, чтобы не было разрыва между прошлым, настоящим и будущем.

Регулирующая роль: журналистика участвует в процессах управления обществом и самоуправления. Управление обществом доверено политической системе. Она активно использует прессу как инструмент воздействия на общество для проведения своей политики. СМИ существуют между гражданами и властью. Демократия предполагает, что в обществе есть сильная и разнообразная партийная пресса. Но пресса выражает не только волю партий, но и интересы населения, донося их до власти и тем самым корректируя ее деятельность. Сегодня принято включать в эту схему помимо народа и власти еще и капитал. Заслуживает критики концепция СМИ как 4ой власти, потому что истинным сувереном власти является народ, который через прессу оказывает влияние на государство и на капитал. Правильнее представлять прессу как посредника между государством. Народом и капиталом. Пресса участвует в общественном самоуправлении общества.

Духовно-идеологическая роль: печать является участницей духовного производства, она отражает, формулирует и вносит в массовое сознание определенные представления, воздействует на идеологическое, нравственное и художественное содержание общественной жизни. Через прессу проявляются разные взгляды современников, и готовится база для согласия по вопросам сохранения общности людей. Содержание духовной жизни общества выражается в формировании и циркулировании норм, ценностей, идеалов и идей. Журналистика активно участвует в этом процессе. Ее вклад не в том. Чтобы вырабатывать идеалы, а в том чтобы наладить их поиск и распространение. А так же сравнение. Пресса проверяет идеалы с точки зрения их полезности для социального прогресса.

Необходим баланс в соотношении всех ролей чтобы одна роль не была в ущерб другой. Это может регулировать государство и образование журналистов