logo search
основы теории журналистики

14 Сетевые сми как канал массовой информации

Закон «О средствах массовой информации» ( часть 2) гласит: под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Кто бы мог предполагать, что когда-то появится новый вид СМИ, который сможет составить достойную конкуренцию таким гигантам массмедиа как телевидение и пресса. Кто бы мог предполагать, что Интернет не только сможет конкурировать с традиционными средствами массовой информации, но и обгонять их по многим показателям.

Популярность Интернета поражает и это притом, что Интернет – самый молодой из всех представителей СМИ. Его аудитория увеличивается каждый год. Что все также доказывает неизменную необходимость его существования. Чего не скажешь о традиционных СМИ, количество приверженцев которых уменьшается пропорционально росту количества поклонников Интернета. Статистика твердит, что в 2006 году, новости в Интернете читали 13% населения, в 2005 году таких было 10%. 27 тыс. новостей попадают в Интернет-пространство по будням, и примерно, 6 тыс. новостей на выходных.

Сейчас аудитория русского Интернета насчитывает примерно 21 млн. человек. Внушительные цифры. Традиционные средства массовой информации, в связи с тем, что их основная аудитория стала переходить на сторону Интернет СМИ, стали всевозможными способами проникать в глобальную паутину. И сейчас, каждое крупное печатное издание, радиостанция или телевизионный канал имеют сайт в интернете, где дублируются новости и вся информация, которую хочется донести до аудитории. В отличие от других СМИ, Интернет предоставляет возможность получать нужную информацию в любое время суток и в любом объеме. Например, Вы пропустили какой-то важный новостной сюжет на ТВ или очередной выпуск новостей по радио. В этом смысле, интернет – это круглосуточный доступ к сведениям любого рода. При желании у Вас будет доступ к информации, срок давности которой, истек десятки лет назад. И теперь совсем необязательно хранить кипы газет и журналов, захламляя макулатурой квартиру, чтобы в нужный момент найти сведения, которые произошли некоторое время назад. Также, благодаря беспроводному Интернету, можно узнать все новости, даже находясь на необитаемом острове, или в другой стране, где телевидение и пресса на национальном языке. Нужно просто выйти в Рунет и Вы всегда в курсе всех событий.

В Интернете можно узнать ту или иную новость, совсем под другим углом, в контексте других событий, в той форме, в которой, к примеру, телевидение и пресса не могут ее преподнести. Ведь, как известно, цензуры в Интернете не существует. Интернет, самим своим появлением разрушил истинно русское представление о «незыблемости», «девственности» слова, как такового. Тем более того, которое направлено на массовое восприятие. В Интернете все свои возможности проявляет «свобода слова». Любое событие подвергается огласке, любое мнение имеет место быть, любой желающий имеет возможность высказаться. Слово в Интернете заведомо легализовано.

Одной из заслуг Интернета является то, что большей частью его пользователей является молодежь. И сейчас молодая аудитория Интернет СМИ превышает аудиторию журналов, газет, телевидения и радиостанций.

Конечно, есть параметры, по которым Интернет отстает от других достойных представителей массмедиа. Например, оперативность. Стоит произойти какому-то событию мирового масштаба, или всероссийского масштаба, и эта новость, практически мгновенно, появляется в эфире под названием «Специальный выпуск». И по оперативности, в этом смысле, с телевидением не сравнится ни одно из средств массовой информации.

Однако Интернет успешно сочетает в себе характеристики остальных СМИ. Здесь можно посмотреть новостные сюжеты (прототип телевидения) и изучить аналитические материалы (прототип газет), прочитать развлекательные статьи (прототип журналов), а также послушать радио on-line (прототип радио).

Еще одной отличительной особенностью Интернета является то, что он позиционирует себя не только как информационная сеть, но и как сеть коммуникационная. То есть, предоставляющая возможность общаться. Ведь владельцы сайтов могут не только снабжать пользователей нужными сведениями, но и получать информацию от них, за счет так называемой, обратной связи.

Ни для кого не секрет, что Интернет – это своего рода, «панацея», так как с его помощью можно легко найти ответ на любой вопрос. В глобальной сети можно найти сведения разного рода, начиная от серьезных, выверенных, достоверных, заканчивая информацией сомнительного характера.

Сравним с прессой. Кто-то ежедневно читает серьезные муниципальные издания, которые повествуют о политических распрях и важнейших мировых новостях, а кто-то регулярно покупает, так называемую, «желтую» прессу, в которой полно легкой, ни к чему не обязывающей информации развлекательного характера. При этом, каждый тип издания находит свою аудиторию.

В этом смысле, Интернет – это своего рода, наваристая солянка. Потому как здесь вы можете найти все, от политики до порнографии, но при этом, информация не навязывается пользователю, каждый выбирает то, что ему интересно.

Интернет – это усовершенствованное СМИ. Он дарит пользователю возможность проникнуть в его суть. Захватывает интерес аудитории благодаря новым возможностям, которые он предоставляет: возможность общаться, работать, получать, хранить и делиться информацией, возможность учиться, узнавать новое и всегда быть в курсе всех событий.