logo search
Слово и кино_СТРК

По ту сторону игровой и неигровой (1928)

«Когда вопрос гегемонии материала перешел во всеобщее потребление, в кликушечий вопль, в "культ" материала – пришел конец материалу.

Материалу с большой буквы "М";

материалу как исчерпывающему определителю.

И новая страница имеет развернуться под резко обратным лозунгом:

Презрение к материалу. <…>

Если над предыдущим периодом довлел материал, вещь, сменившие "душу и настроение", то последующий этап сменит показ явления, материала, вещи на вывод из явления, суждения по материалу, конкретизируемые в законченные понятия. <…>

Кинематографии пора начать оперировать абстрактным словом, сводимым в конкретное понятие.

И в первую очередь понятием предельно конкретизированным, сжатым и активно сформулированным, понятием, сведенным в лозунг.

Новый этап пойдет под знаком понятия – под знаком лозунга. <…>

Период возни с материалом был периодом осознания монтажного куска как слова, иногда – буквы.

Наиболее ценным и положительным выводом из этого периода было установление понятия о кинообразности как монтажном комплексе, где отдельные монтажные куски играют роль однозначных (для данного контекста) слов. <…>

Сферой новой кинословесности, как оказывается, является сфера не показа явлений, ни даже социальной трактовки, а возможность отвлеченной социальной оценки».