logo search
ответы на риторику

21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и декодирование письменного (графически зафиксированного) текста. Цель чтения – восприятие текста и постижение его смысла: понимание и есть раскрытие смысловых связей текста.

Говоря о чтении как о речемыслительной деятельности, прежде всего, необходимо разграничить две группы умений:

1) навыки и умения, обеспечивающие техническую сторону чтения (восприятие графических знаков);

2) навыки и умения, позволяющие воспринять смысл текста (установление смысловых связей в тексте, восприятие его содержания»)[11].

С профессиональной точки зрения более обстоятельного рассмотрения заслуживает определение вида чтения по его цели, когда учитывается характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации. Отсюда – установка читающего на степень полноты и точности понимания читаемого.

Выделяются такие виды чтения: а)просмотровое или ознакомительное, цель которого – самое общее представление о содержании текста; б) изучающее или аналитическое чтение, цель которого – полное и по возможности адекватное понимание содержащейся в тексте информации.

Самостоятельным подвидом аналитического чтения можно считать чтение поисковое – «чтение с нахождением конкретной, нужной в данный момент информации».

Практические рекомендации могут быть основаны на характеристике функций и особенностей каждого из видов чтения.

Очевидно, что при разработке той или иной проблемы одним из источников информации для журналиста будут уже имеющиеся публикации, а приемом отбора материала – чтение. Из функций речевой деятельности в этом случае определяющими следует назвать познавательно-поисковую функцию чтения (поиски, получение и освоение необходимой информации) и ценностно-ориентационную (определение степени достоверности и воздействующего потенциала информации), которую по праву считают основной, конечной функцией всей деятельности журналиста.

Цель – отбор, оценка и осмысление материала в контексте избранной темы. Характер речевых действий по переработке информации в чем-то зависит от стиля читаемого текста – идет ли речь о чтении текстов документальных, публицистических или научных. Дополнительные сложности по отбору информации возникают при чтении научных текстов, отличающихся такими содержательно-стилистическими признаками, как научно-информативная валентность и предметно-логическая последовательность изложения материала. Априорная «правильность», научная достоверность содержания текста должна сохраняться при любой степени адаптации тех или иных научных положений в создаваемом публицистическом произведении – независимо от жанра: будет ли это информация о научном событии, научно-публицистическая статья или интервью с ученым. Сохранение точности фактической информации – обязательное условие переработки читаемого текста любого стиля.

Сама же «модель» речевого действия предопределяется видом чтения.

Ознакомительное чтение. По существу, это обязательный вид чтения на этапе сбора информации. Журналист может ограничиться этим видом чтения, а (чаще) может использовать его для ориентировочно-мотивационного ознакомления с текстом перед чтением изучающим.

Читатель знакомится с аннотацией, оглавлением книги, название которой тематически «пересекается» с разрабатываемой им проблемой. Название будет первым ориентиром и при обращении к другим печатным материалам. Далее идет просмотр содержания – так называемое «чтение по диагонали». Цель просмотра – определить для себя: где, для чего, в каком объеме может быть использована информация, содержащаяся в данной статье, книге, отдельных разделах книги?

Общее представление о содержании текста позволит определить: предназначение текста (заголовок, оглавление, аннотация, примечания); тему текста – с позиций разрабатываемой проблемы; возможности использования библиографии к теме, системы комментариев и пр.; функции поликодовых элементов текста (иллюстрации, схемы и т.п.).

В результате читающий принимает возможное решение:

а)ознакомительное чтение достаточно; б) содержание текста может быть использовано выборочно: к материалам по вопросу, представляющему интерес, стоит вернуться, обратившись к аналитическому чтению конкретных глав или фрагментов текста;

в) все содержание текста заслуживает чтения аналитического (или поискового).

Главной функцией ознакомительного чтения остается функция познавательная.

В процессе аналитического чтения необходимых для работы текстов реализация функции познавательной органично сочетается с функцией ценностно-ориентирующей.

Прежде всего журналисту-читателю следует четко сформулировать для себя цель чтения – с учетом уровня своих реальных знаний по данной теме. В процессе чтения глубокое понимание содержания текста обеспечивается пониманием каждого его элемента в контексте целого через выявление их связей. И здесь ориентиром действия для читателя может стать обращение к «герменевтическому кругу» как способу постижения смысла текста.

Осмысление прочитанного идет по смысловым фрагментам текста: читающий как бы перебрасывает мостик от прочитанного к тому, что предстоит читать дальше (действие механизма антиципации – предвосхищения). Иногда чтение и первичное восприятие смысла второго фрагмента (третьего, четвертого – одного из последующих) «не согласуется», в чем-то меняет понимание прочитанного и читающий возвращается к первому фрагменту, чтобы уточнить, проверить свое понимание. Таким образом при аналитическом чтении идет наращивание смыслов, а не простое прибавление – и так до прочтения заключительного фрагмента, когда герменевтический круг замкнется.

Чтение - это рецептивный вид речевой коммуникации, который в процессе становления и функционирования сравним с аудированием (в устной речи), но обладает рядом преимуществ:

• при чтении восприятию и пониманию информации помогает ассоциация «форма — значение». Она опирается на зрительное восприятие формы, а не слуховое. В данном случае подтверждается на практике поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;

• при чтении каждое слово всегда представлено в окружении других, которые составляют некоторый контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно;

•у* для узнавания элементов информации не обязательно наличие в сознании четких эталонов, как при говорении или аудировании;

• по прочитанному (репродуцированному) тексту легче воссоздать ситуацию его ситуативно-смыслового создания. (Вспомним, что для продуцирования текста необходимо сначала • представить цель и ситуацию его создания.) Отметим и те факторы, которые осложняют становление • функционирование чтения:

• широта охвата языкового материала;

• незнание или непонимание описываемых в тексте собьгт» приводимых данных;

• большая, чем в устной речи, сложность изложения матерка (содержательно-композиционное построение текста);

• большая сложность фраз (в письменной речи они почти в 3 •

длиннее, чем в устной диалогической); отсутствие пауз и интонации, что затрудняет смысловое членение речевых блоков.

Чтение, как и прочие виды речевой деятельности, мотивируется потребностями, психологическими установками, задачами читателя в получении необходимой информации и дальнейшем ее преобразовании. Современность вносит свои коррективы в этот процесс. Мы читаем не только книги, газеты, журналы, листовки, но приспосабливаем эти навыки к чтению текстов на мониторах компьютеров, на световых табло, на экранах мобильных телефонов и пейджеров. Человек, постоянно использующий для получения информации все современные средства связи, еще больше заинтересован в повышении уровня компетенции в чтении, в развитии техники быстрочтения и скоростного письма.

Функции письменноречевой коммуникации, безусловно, повторяют М во многом устноречевые, однако имеют и те особенности, те конкретные характеристики, которые присущи только письменной речи.

Функцию сообщения реализуют все письменные тексты. В зависимости от сферы общения они несут научную, деловую, об-шекультурную информацию, которая может быть востребована и использована в любое удобное для читателя время. Авторы текстов, учитывая такую возможность, чаще передают в письменной форме ту информацию, которую можно (необходимо) использовать в любое время или многократно.

Реализация любой коммуникативной функции в речи связана использованием одинаковых для устной и письменной форм речевых средств. Однако письменная речь чаще использует литературные обороты, речевые клише научного, публицистического ел профессионализмы, книжнописьменные обороты.

Типы письменных высказываний, в формировании которых человек тренируется с детства, можно подразделить на ряд групп в соответствии с функцией и употреблением стилистических при

емов:

1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного построения текста используется в случае необходимости дословной передачи — фиксации материала.

2. План текста, прослушанного или прочитанного. Такой план строится в форме назывных предложений, вопросов. Составление плана играет большую роль в повышении культуры мышления, развитии логики.

Психологи отмечают, что составление плана служит важной опорой запоминания. Вариантом составления плана является озаглавливание выделенных частей текста и написание тезисов — развернутого плана, отражающего смысловые вехи письменного сообщения.

Те з и с о м называют краткую формулировку какого-либо утверждения, доказательства, положения, включающую наиболее убедительные аргументы, объяснения, характеристики. Если план перечисляет вопросы, то тезисы фиксируют главное, что сказано относительно каждого из них. Тезис может дополнять ключевые слова, определения, ссылки на источник информации.

3. Изложение. Этот тип письменноречевого высказывания реализует несколько целей: демонстрирует понимание и запоминание воспринимаемой информации; вырабатывает навыки ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логики последовательности фактов, событий, явлений и т.д.; дифференцирует воспринятую информацию; демонстрирует четкость, последовательность, выразительность изложения воспринятой информации.

Существует несколько видов изложений: краткий письменный пересказ фабулы текста; подробное детальное изложение услышанной информации; изложение содержания повествования от другого лица, от имени одного из персонажей произведения и т.д.; изложение как версия пишущего с сохранением канвы прочитанного текста.

4. Конспект — один из видов аналитико-синтетической пере

работки текста, заключающийся в выборе из текста опорных слов

или предложений, несущих основное смысловое содержание, со

кращения внутри делаемой записи, которые позволят в дальней

шем осуществить устно-письменное воспроизведение разной степе

ни развернутости. Конспектирование — распространенный (осо

бенно в учебных ситуациях) способ письменной фиксации инфор

мации, полученной при чтении. •

5. Реферат — лаконичное изложение основных мыслей текста-Источника, включающий их систематизацию, обобщение и оценку. Одна из распространенных форм реферата — резюме. Рефер представляет собой компрессивное изложение основных полоа ний, в которое не включаются второстепенные факты и детали.

6. Аннотация — краткое, максимально компрессированысвязное изложение основного содержания текста-источника целью ориентации реципиента, сообщения ему главных сведений заключенной в тексте информации, ее направленности, ценное и назначении. Обычно аннотация содержит библиографическ описание источника, выходные данные, дополнительные сведе* об авторе. Такая запись имеет чисто справочный характер.

7. Сочинение в форме описания, повествования, рассу: ния — более сложный продуктивный вид письменной речи, ко* рый предполагает письменную передачу впечатлений автора ' фактов, явлений, событий, предметов и их признаков.

8. Письмо как форма письменного сообщения. Общение помощи писем осуществляется между людьми с разными цел* в разных сферах. Личные письма человек учится писать с дет Независимо от иных возможностей принято писать поздрав ные письма, письма-соболезнования. Применение техничес средств в деловом общении не исключает необходимости овла ния умением писать письма, поскольку и электронная почта пр полагает передачу письменных текстов, составленных по прежн нормам и правилам.

Функции каждого из перечисленных типов письменноречево* высказывания реализуются в зависимости от целенаправленноеотсроченности, интуитивной обусловленности общения.

К сожалению, на практике мало используются приемы письме норечевой коммуникации, о которых шла речь. Однако в ж из* происходят новые и новые контакты, новые ситуации речевой ко муникации. Поэтому важно овладеть всеми приемами письменнс (впрочем, как и устной) речи. Следовательно, необходимо постоя но развивать те навыки и умения, которые позволяют чувствовасебя свободно в ситуациях письменного фиксирования той иной информации, продуцирования и репродуцирования письме ных текстов.

Чтение считается рецептивным процессом, т.е. процессом восприятия. Перед обучающимся чтению стоит несколько задач:

1. техническая, включающая осуществление прослеживания слева - направо по строке, обратное движение взора для уточнения некоторых моментов; при прослеживании происходит поиск опорных слов, фиксация взора на знаках, словах;

2. необходимость усвоения символического значения буквы как обозначения фонемы;

3. узнавание слова через воспроизведение его звуковой формы - центральная операция, без которой чтение не существует;

4. соотнесение слов между собой.