1 Журналистика в системе социальных институтах общества
В качестве основы для классификации социальных институтов , по мнению ученых, выступают «сферы общественной жизни, виды общественных отношений» [2,56]. Есть ряд важных институтов , существование которых вызвано непреходящими потребностями общества . В их числе – политические, экономические, образовательные, семейные, религиозные.
К группе политических институтов относится прежде всего государство, а также институты парламентаризма, президентства, власти (различные административные органы, осуществляющие непосредственное управление страной), права, местного самоуправления, армии, институт партий, профсоюзов и другие организации, в задачу которых входит установление и поддержание определенной формы политической власти, сохранение идеологических ценностей, стабилизация доминирующих в обществе социальных отношений.
К группе каких институтов относится журналистика ? Иногда ее причисляют к институтам , действующим в области духовной сферы, наряду с моралью, общественным мнением [2,56]. Но в таком случае ее спокойно можно причислить к образовательным институтам . Однако это лишь одна сторона ее деятельности .
В XIX в. четко выявилась и другая особенность журналистики : она становится средством накопления капитала и таким же производством, как и другие отрасли промышленности. Это в полной мере подтвердилось в ХХ в. Ускорившийся процесс концентрации и монополизации прессы во многом был связан и с перспективой баснословных прибылей. Следовательно, журналистику можно рассматривать и как экономический институт . Вместе с тем это также институт культуры, передающий от поколения к поколению культурные ценности и через самостоятельно создаваемый контент и через трансляцию в массы произведений искусства (например, сейчас, по подсчетам социологов, 40 – 50 % телевизионного эфира отведено трансляциям фильмов, спектаклей, концертов и т.п.).
Именно эта многоликость журналистики порождает разноголосицу в определении ее задач, целей деятельности. Вместе с тем все больше и больше отмечается главная особенность журналистики – оказывать мощное политическое влияние на массы. Поэтому власть в большей степени опирается именно на журналистику в своем управлении обществом , а не на другие институты , в том числе и образовательные. Особенность постиндустриального общества заключается в том, что власть опирается не столько на принудительные меры воздействия на население, как это происходило прежде, а на психологические, используя информационное давление, которое без журналистики невозможно И это обстоятельство дает основание причислить ее к политическим институтам . Сами журналисты в этом не сомневаются. Они объявляют себя представителями «четвертой власти», после законодательной, исполнительной и судебной.
В рамках главных институтов существуют неглавные, формализованные и неформализованные, которые тоже играют значительную роль в совместной жизни людей. Так, в институте семьи можно выделить институт материнства и отцовства, институт наследования, имянаречения, ухаживания, побратимства, кровной мести. Два последних, являясь неформализованными, играют важную роль в жизни народов определенных регионов, главным
образом – Кавказа. Что касается института ухаживания, то он так же, как и институт дуэли, исчез в связи с необходимостью регулировать отношения в этой сфере. Хотя в некоторых сельских районах еще могут сохраниться его элементы. Стал неформализованным и институт имянаречения.
В рамках института журналистики можно выделить, в свою очередь, институт печатной прессы, институт радио, институт телевидения и ряд других. Можно также говорить об аудитории как о социальном институте. Буквально на наших глазах проходит процесс институализации Интернета. Споры вокруг Интернета, правил его действия, границ дозволенности, несомненно, в конечном итоге приведут к формализации его действий, выработке законодательных решений, определяющих правила его поведения. Часть из них уже существует.
Все социальные институты находятся между собой в переплетении множества связей и взаимоотношений. Например, институту образования
необходимо учитывать нужды института производства в квалифицированных кадрах, чтобы не сложилось такое положение, когда специалистов одних профессий – избыток, а других – недостаток. В то же время сам институт образования зависит от института власти, от других правительственных институтов , которые определяют условия получения образования (на бюджетной основе, на коммерческой, учеба в кредит, распределение грантов, именных стипендий и пр.). Зависит он и от института семьи. Процесс обучения идет тем успешнее, чем больше внимания уделяется в семье развитию и воспитанию ребенка. Этими взаимопереплетениями и объясняется то обстоятельство, что ни один социальный институт не может полностью контролировать действия и поведение своих членов.
Некоторые социальные институты пытаются захватить контроль над другими, особенно теми, чье влияние в обществе довольно велико. Так, власть, а также политические организации, церковь пытаются контролировать институт образования. Большие деньги вкладываются в создание молодежных объединений, воскресных школ, военно-патриотическую работу.
Во всех странах власть пытается подчинить себе журналистику , использовать как инструмент влияния на население. Одним из основных средств подчинения такого влиятельного социального института является подбор руководителей. Не случайно уже на заре появления пролетарской печати Маркс и Энгельс постоянно поднимали вопрос о подотчетности действий редактора издания, о необходимости следования им программным и тактическим установкам партии. Основоположники научного коммунизма считали обязанностью руководящих органов Интернационала постоянно контролировать свою прессу [3,434]. Однако вопрос о жестком администрировании в то время не стоял. Для высказываний Маркса и Энгельса, относящихся к 70-80 гг. XIX в., характерно стремление убеждать, разъяснять необходимость партийного контроля над прессой [4,175].
В Советском Союзе партийное руководство печатью было возведено в основополагающий принцип действия всей журналистики . Партийный комитет утверждал не только редакторов, но и заведующих отделами, собственных и специальных корреспондентов. Текущие и перспективные редакционные планы изданий также рассматривались и утверждались партийными комитетами.
В западных странах формально не было такого откровенно жесткого давления на журналистику . Однако также можно проследить влияние на ее действия через руководящих лиц. Но самым главным способом давления является финансовый. Это мы наблюдаем сейчас и в нашей стране. Можно сколько угодно декларировать свободу журналистики , но эта свобода должна быть обеспечена материально. Типографское оборудование, бумага, почтовые расходы, оплата труда творческих и технических работников и пр. – все это стоит немалых денег.
Социальный институт , сформировавшись, обладает определенной стабильностью и устойчивостью, имеет самоорганизационную природу, которая особенно наглядно проявляется в кризисные, переломные моменты, связанные с социальными изменениями. Это означает, что несмотря на различные «возмущения» среды, институт продолжает выполнять свои функции. Однако в такие периоды в жизни общества наблюдается сдвиг от формализованных институтов к неформализованным. Так. в преддверии краха советской системы в России широко распространилась теневая экономика, появилась в большом объеме самиздатовская пресса, неподотчетная власти.
***
Самые разные книги
Пергамент как материал для книжных страниц еще во втором веке до нашей эры использовали в городе Пергаме (Малая Азия). Изготавливался он следующим образом. Телячья или овечья кожа вымачивалась в известковом растворе, сушилась, растягивалась на раме, разглаживалась пемзой, и, наконец, в эту кожу втирался мед. На пергамент для одной толстой книги приходилось забивать целое стадо телят. Затем над книгой по многу месяцев трудились переписчики и переплетчики. Иногда пергамент использовался повторно. Прежний текст смывали молоком или соскребали ножом. На очищенном пергаменте писали новый текст. Так было погублено много старинных, подчас бесценных книг.
- 1 Журналистика в системе социальных институтах общества
- 3 Возникновение журналистики
- 4 Функции журналистики
- 5 Типология сми.
- 6 Социальная и потанциальная информация
- 7 Виды журналистских специализаций и профилизаций
- 8 Модель личности журналиста
- 9 10 11 Понятие жанра
- Газетные жанры
- Журнальные жанры
- Жанры телевизионных и радиопередач
- Жанры политической литературы
- 12 Радио вещание как канал массовой информации
- 13Телевидение как канал массовой информации
- 14 Сетевые сми как канал массовой информации
- 15 Обще журналистсие жанры в рекламной деятельности
- 16 Законы о средствах массовой информации