logo search
Билеты ВСЕ

Методы изучения общественного мнения в журналистике.

Общественное мнение — совокупность индивидуальных отношений и верований, которая характеризует совершеннолетних граждан.

В России изучением общественного мнения занимаются:

Применение социологических данных в журналистике: 1) проектирование и оценка деятельности СМИ; 2) определение целевой аудитории, ее величины и особенностей; 3) планирование работы редакции; 4) подготовка аналитических материалов (анализ социальных процессов); 5) определение подходов к изучаемым проблемам.

Все методы делятся на качественные и количественные.

Качественные ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта, обнаружение тенденций и факторов. Количественные на измерение и соотношение выявленных факторов и характеристик.

Методы :

Отбор группы единиц опроса, которая должна представить совокупность людей, мнение которых стремится узнать исследователь.

Два метода отбора: случайный(более научный) и неслучайный(менее формальный.

Случайный отбор дает каждому представителю населения возможность быть включенным в выборку.

Четыре типа случайного отбора :

  1. Простая случайная выборка. Составляется общий список населения, по принципу случайности отбирается нужное количество единиц.

  2. Систематизированная случайная выборка. Похожа на простую случайную выборку. Но здесь есть случайная начальная точка в общем списке населения и шаг отсчета.

  3. Стратифицированная случайная выборка. Используется для изучения разных сегментов групп населения.

  4. Выборка, сформированная путем кластерного отбора. Разделение населения на небольшие однородные подгруппы , потом соответственный репрезентативный отбор от каждой из них потенциальных респондентов.

Неслучайный отбор. Два вида :

  1. Пригодные выборки. Неструктурированные, несистематизированные выборки. Цель - уточнить мнение или точку зрения (Напр.: журналистские интервью на улице).

  2. Квотные (целевые) выборки. Подбор респондентов по определенным характеристикам. Квота устанавливается пропорционально доле каждой из групп в общем составе населения.

Цель - получить стандартизированные ответы, чтобы на их основе сделать обобщенные выводы о количественных и качественных характеристиках предмета анализа

Правила построения анкеты:

  1. Включать вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели.

  2. Написать вступление, где указано, кто и с какой целью обращается, подчеркнуть конфиденциальность информации.

  3. Структурированные, закрытые вопросами.

  4. Доступные и конкретные вопросы.

  5. Не объединять два разных вопроса в один.

  6. Вопросы должны охватывать проблему целиком.

Виды интервью: Экспресс- опрос и фокус-группа.

Групповые (фокус – группы) (качеств.)

  1. Участники группы репрезентуют территориальную, социально-экономическую, социально-демографическую совокупность людей

  2. При организации фокус-группы следует придерживаться условий:

    • Точное определение задачи и аудитории.

    • Укомплектованность группы.

    • Опытный координатор .

    • Наличие плана дискуссии.

    • Наличие соответствующего помещения(комфорт)

Экспресс- опрос( уличное или телефонное интервью)( количеств.)

Возможность максимально оперативно получить информацию об общественном настроении, реакции людей на события. Полученные сведения не могут рассматриваться как репрезентативные.

Вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы. Надежность рекомендаций зависит от:

Контент-анализ - дает хорошие результаты для анализа редакционной почты, любых совокупностей однородных документов.

В его основе - способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Активно используется в репортерской практике. Включенное наблюдение в журналистике зачастую отождествляют с экспериментом.

Типы наблюдений: стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое.