logo search
Билеты ВСЕ

Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).

Информационный  процесс в стране в новых условиях реорганизуется, дифференцируется. Распалось единое информационное пространство. Меняются социальные, духовные, профессиональные ориентиры журналистики.

 С введением  закона о СМИ – возможность создать новую систему СМИ.

 Появляются  новые типы изданий.

 Особое место: группа изданий, главной темой которых  всегда оставалась политика, а главным  принципом – серьезный подход к ней. («Независимая газета», «Известия», «Новое время», «Сегодня», «Московские новости», «Коммерсант»).

 Утверждение многообразных форм собственности  в СМИ: «Центр-плюс» - учредитель префектура Центрального административного округа и редакция журнала «Столица»;  «МК» - учредитель – коллектив газеты; «Утро России» - учредитель АО ИД «Утро России»; газета “We – Мы» - учредитель «Известия» и корпорация Херста. Периодические издания, издательства, ИА. Электронные СМИ являлись уже не только госу и гос-кооперативной собственностью.

 Переход к  рыночным отношениям привел к сокращению тиражей: рост цен на подписку и стремление читателей найти свою газету. Например, у «Труда» тираж сократился почти на 6 млн. экз., у «КП» - на 5 млн. экз. Наибольшие потери несли бывшие издания КПСС: «Правда», «Советская Россия».

 Увеличили свои тиражи: «РГ», «Сельская жизнь», «Коммерсант»

 В роли учредителей  и собственников разных информационных структур теперь часто выступают политические силы.

 Усилия в  инф рынке прессы предпринимают  финансовый капитал и финансово-промышленные группы:

 «Мост» - Гусинский, «Олби» - Бойко, «Логоваз» - Березовский. Позже «Газпром-медиа» (НТВ, ТНТ, «Эхо Москвы», «Сити-FM», «Первое популярное радио», «NEXT FM», «Relax FM» и «Детское радио», газеты «Трибуна» и «Час пик», издательство «Семь дней»)

 1993 – сложная  ситуация на рынке – возросли цены на бумагу и полиграфическое исполнение, доставку. К середине 90-х гг. положение несколько стабилизировалось, но гос-во по прежнему оказывало финансовое давление на СМИ.

 Структура ПП в РФ:

 Читательские  интересы, демографические, социальные факторов способствовали формированию структуры печати. В неё вошла периодика, предназначенная широкому кругу читателей и различающаяся по тематике и адресности: общ-полит издания, издания универсального содержания, молодежные издания, для детей, женские, рекламно-информационные, религиозные, эротические издания.

 Появилось много  партийных изданий. Часто у них  тяга к вековым ценностям консерватизма: историческая государственность, патриотизм, традиции народа.

 Многие газеты политических партий, объявляя себя независимыми, имеет четко выраженные идеологические позиции и отстаивают платформы своих партий.

 Национал-патриотическая ориентация: «Русский Вестник», «истоки», «Монархист»

 Орган Компарии – «Молния» Левые: «российская  правда», «русские ведомости».

 К числу независимых  причисляют себя «Советская Россия» и «Правда», но стоят они на коммунистических позициях..Доминирующую роль стала играть реклама: это и источник дохода и способ влияния на людей, чтобы те покупали всякое дерьмо, выгодное предпринимателям По объему и тиражу рекламные издания превосходят  все другие. Они существуют целиком  на средства рекламодателей и представляют собой многочисленные разновидности одного и того же типа изданий. В ТВ – появление  независимого телевидения – 4 канал  НТВ, и развлекательного 2х2