logo search
основы творческой деятельности журналиста

Итог познавательной стадии

 

По мере решения стоящих перед журналистом эмпирических и теоретических познавательных задач у него складывается все более отчетливое представление об изучаемой ситуации, которое к моменту завершения работы на объекте обретает концептуальный характер. Можно сказать, что продуктом познавательной стадии журналистской деятельности оказывается концепция изученной ситуации, представляющая собой единство знания о происходящем и отношения к нему. При этом, в соответствии с задачами, которые решались, знание – двупланово: его эмпирический пласт представлен фактами, характеризующими ситуацию, а теоретический осознается как понимание связей этих фактов (прежде всего – причинно-следственных), их значимости, как видение перспектив развития ситуации. Двупланово и отношение: с одной стороны, это система логически выверенных оценок, с другой – их эмоциональная «подсветка», результат более или менее глубокой эмпатии, «вчувствования» журналиста в эмоциональное состояние действующих лиц его будущего материала.

Однако концепция изученной ситуации – пока еще не то знание, которое предназначается потребителю. Это своего рода полуфабрикат, которому предстоит пройти не одну процедуру переработки, прежде чем он превратится в журналистское произведение – информационный продукт, способный с большей или меньшей точностью передать массовой аудитории оперативное знание о том, что происходит в жизни. Степень точности напрямую зависит от того, насколько качественно велся журналистом процесс познания действительности, и насколько умелыми и добросовестными окажутся его действия на следующей стадии работы. В ходе воплощения знаково-символической картины жизни забота об ее адекватности реальным процессам столь же важна, сколь и в ходе собственно познавательной деятельности.

[1] Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997. С. 229.

[2] Там же. С. 384.

[3] Там же. С. 476.

[4] Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995. С. 142.

[5] Международные принципы журналистской этики//Право и этика в работе журналиста/Сост. Б.Н. Лозовский. Екатеринбург, 1996. С. 198–201.

[6] Там же.

[7] В ранее вышедших работах автора главы цепочка технологических операций познавательной деятельности журналиста представлена так: выбор объекта – подготовка к контакту с объектом – первичное непосредственное знакомство с объектом – направленное изучение предмета. Думается, что обозначения, предлагаемые в этом учебнике, несколько точнее передают содержание операций в современных условиях. Заметим также, что понятие «операция» – не синоним понятия «этап». Хотя они и близки по смыслу, объемы их содержания не совпадают: этап есть обозначение фрагмента деятельности с точки зрения ее последовательности, операция – обозначение фрагмента деятельности с точки зрения той микроцели, которая в данном случае осуществляется.

[8] Об использовании методов конкретной социологии в труде журналиста см. подробно: Социология журналистики/Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998.