logo search
основы теории журналистики

12 Радио вещание как канал массовой информации

В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).

3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И. П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.

Радио высвобождает воображение и определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в поведении и реакциях, которые выработаны привычным жизненным опытом.

К этому следует добавить и повторяемость всевозможных стрессов, которые человек получает на работе, в быту, в обстоятельствах жизни большого города. Эти стрессы, как утверждают психологи, также полностью подчиняют себе мышление и эмоции.

 Радио - канал массовой коммуникации, обладающий наибольшими потенциальными возможностями по агрегированию аудиторий. Это обусловлено особенностями радио как канала массовой коммуникации: огромным охватом аудитории, дешевизной канала, а применительно к музыкальному вещанию - минимальными требованиями к образованности аудитории и к ее гомогенности по языку.

2. Ориентация на слушателя диктовалась на советском радио во многом идеологическими причинами.. В условиях политической демократии и рынка причина заинтересованности радиовещательной организации в аудитории - прежде всего экономическая.

  1. Товаром, выносимым независимой радиовещательной организацией на рынок для возмездного обмена является не содержание СМИ, а доступ к аудитории этого СМИ. Независимое СМИ на радиоканале может существовать лишь с помощью механизма коммодификации аудитории рекламодателям.

  2. Содержание радиовещания в условиях рынка является инструментом агрегирования аудиторий, подлежащих коммодификации.

  3. В управлении радиовещательной организацией необходимо выделять три составляющие: управление содержанием трансляции (форматом радиостанции и программным наполнением формата); управление процессом создания содержания (творческим и техническим коллективом СМИ); управление процессом реализации созданного содержания (доведением содержания до аудитории в целях ее агрегирования и коммодификацией агрегированной вокруг содержания аудитории).

  4. Формат и программа радиовещания - следствие баланса интересов аудитории, рекламодателей, менеджмента радиоорганизации и творческого коллектива.

  5. Формат радиостанции в рамках маркетинга интерпретируется как рыночная позиция радиостанции. Программа формирует имидж радиостанции, т.е. ту систему эмоционально окрашенных представлений, которая ассоциируется у аудитории с радиостанцией. В концентрированной форме имидж радиостанции выражается в основных компонентах ее фирменного стиля, т.е. тех эфирных констант, которые позволяют аудитории быстро идентифицировать данную радиостанцию и «запускают» определенный комплекс социальных ожиданий относительно радиовещания

  1. Характер аудитории радиостанции зависит, прежде всего, от музыкальной составляющей вещания.

  2. В рамках маркетингового подхода, социологические исследования радиоаудиторий и содержания трансляций формируют информационную базу для принятия решений по агрегированию аудиторий и их коммодификации.

10. Комплекс вопросов, связанных с восприятием радиостанции аудиторией, можно идентифицировать как задачу выявления имиджа радиостанции у слушателей. Ее можно решить с помощью целостной системы социологических исследований. Важнейшей частью этой системы являются исследования, направленные на выявление восприятия аудиторией музыкального эфира станции.