Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
Журналистика – вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.).
Методы социологического изучения общества
Наряду с теоретическими, общенаучными методами – анализ, синтез, дедукция, индукция, компаративистика и т.д. – социология широко применяет специфические эмпирические методы, такие как:
-наблюдение
-эксперимент
-опрос
-интервью
-контент-анализ
-глубинные интервью
-фокус-группы
-и др.
Указанные социологические методы применяются во всех отраслях социологического знания, в том числе и в социологии журналистики. В частности, для изучения:
-аудитории СМИ и общественного мнения
-журналистского текста
-субъектов массово-коммуникационной деятельности
Кроме того, так называемые конкретно социологические методы в упрощенном виде используются непосредственно журналистами в повседневной практике.
Социологические исследования аудитории и общественного мнения
1.Аудитория СМИ: понятие, виды, характеристики
Аудитория – (от латин. auditorium - место для слушания) – специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.
Аудитория может классифицироваться по ряду объединяющих признаков:
-вид СМК (ТВ, радио, печатные СМИ, Интернет и т.п.)
-конкретное СМИ (газета, журнал, программа и т.п.)
-жанр (аналитика, новости, юмор)
-рубрика
-и т.д.
Целевая аудитория – совокупность индивидов, объединенных общими социально-демографическими, экономическими, культурными и иными характеристиками, на которую рассчитывают создатели духовного и/или материального продукта, в том числе журналистского текста.
Потенциальная аудитория – совокупность индивидов, имеющих возможность получать сообщение (тех, кто имеет доступ к определенному источнику информации).
Реальная (актуальная, фактическая) аудитория – совокупность индивидов, получающих сообщение (реальные читатели, слушатели, зрители и т.д.).
Иногда выделяют еще и так называемую «понимающую» аудиторию – совокупность индивидов, достигающих определенной степени понимания и запоминания информации.
Задачи исследований аудитории:
-определение количественного и качественного состава аудитории
-выявление мнений и отношений аудитории к СМИ
-получение дополнительного канала обратной связи аудитории с редакцией
-установление взаимозависимостей объективных и субъективных признаков аудитории с другими переменными
-маркетинговые задачи
Социологические методы исследования аудитории СМИ:
-опрос (интервью и анкетный опрос; телефонный, очный, Интернет-, СМС-опрос; уличный, в местах событий, домашний)
-дневниковые исследования
-технических замеров
-наблюдение
-фокус-группы
Количественные исследования почти всегда проводятся на определенной выборке, предполагающей генерализуемость, то есть возможность переносить выводы на всю совокупность объектов исследования, или генеральную совокупность.
Выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом.
Основные виды выборки:
-сплошная
-репрезентативная (одноступенчатая, многоступенчатая, квотная и т.п.)
-целевая
-стихийная
Фокус-группа – вид группового интервью, предполагающий выявление относительно узкого круга реакций респондентов:
-содержание конкретного материала (как понят, какие чувства, мысли вызывает и т.п.)
-оформление газеты
-идеологическая направленность издания
-и т.д.
Полнота и достоверность знаний об аудитории являются залогом успешной деятельности редакции и в коммуникативном, и в экономическом отношении.
Общественное мнение и методы его изучения
Общественное мнение - совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам общественной жизни.
Формированию общественного мнения (стихийному или целенаправленному) способствует перенесение знаний с уровня специализированного сознания на уровень массового.
Общественное мнение формируется на основании тех фрагментарных знаний, которые случайно или целенаправленно оказались включенными в сферу массового сознания.
Формирование общественного мнения – способ существования массовых коммуникаций, которые действуют на него посредством информации и внедряют в него определенную, заданную социальными субъектами систему ценностей.
В современном обществе основным институтом по формированию общественного мнения являются массовые коммуникации, оказывающие влияние через свою аудиторию.
В данном случае можно говорить также об обратном влиянии общественного мнения на субъектов массовой коммуникации и журналистской деятельности как на членов общества.
Из реферата
социологические подходы, которые использует непосредственно журналист.
можно разделить условно на два варианта: использование социологический источников и социологические методы сбора информации.
социологические источники. Журналист может брать их за основу своего исследования, использовать как иллюстрационный материал для более полного раскрытия своей темы, или использовать разные данные исследований для сравнения. Социологические данные и просто могут быть оперативным, «событийным» поводом для подготовки журналистом публикации, передачи, своеобразным творческим импульсом.
Журналист может и использовать свои наблюдения, накладывая их на данные социологов.
Журналист не только ищет тему, но и корректирует ее интересность под аудиторию на основе опросов общественного мнения.
Экспресс-опросы по случайной выборке (телефонные, уличные и т.д.) сейчас часто применяют радиожурналисты, часто мы их можем увидеть как подтверждающие какую-то мысль журналиста в ТВ-репортаже, в газете они встречаются реже.
В журналистике также может использоваться методика структурализованного наблюдения. В случае с социальным экспериментом журналист обращается к экспериментальному методу. Также для подготовки обзоров может, конечно, применяться метод контент-анализа или некоторые его элементы.
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики