logo search
Билеты ВСЕ

Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.

Журналистика – вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.).

Методы социологического изучения общества

Наряду с теоретическими, общенаучными методами – анализ, синтез, дедукция, индукция, компаративистика и т.д. – социология широко применяет специфические эмпирические методы, такие как:

-наблюдение

-эксперимент

-опрос

-интервью

-контент-анализ

-глубинные интервью

-фокус-группы

-и др.

Указанные социологические методы применяются во всех отраслях социологического знания, в том числе и в социологии журналистики. В частности, для изучения:

-аудитории СМИ и общественного мнения

-журналистского текста

-субъектов массово-коммуникационной деятельности

Кроме того, так называемые конкретно социологические методы в упрощенном виде используются непосредственно журналистами в повседневной практике.

Социологические исследования аудитории и общественного мнения

1.Аудитория СМИ: понятие, виды, характеристики

Аудитория – (от латин. auditorium - место для слушания) – специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.

Аудитория может классифицироваться по ряду объединяющих признаков:

-вид СМК (ТВ, радио, печатные СМИ, Интернет и т.п.)

-конкретное СМИ (газета, журнал, программа и т.п.)

-жанр (аналитика, новости, юмор)

-рубрика

-и т.д.

Целевая аудитория – совокупность индивидов, объединенных общими социально-демографическими, экономическими, культурными и иными характеристиками, на которую рассчитывают создатели духовного и/или материального продукта, в том числе журналистского текста.

Потенциальная аудитория – совокупность индивидов, имеющих возможность получать сообщение (тех, кто имеет доступ к определенному источнику информации).

Реальная (актуальная, фактическая) аудитория – совокупность индивидов, получающих сообщение (реальные читатели, слушатели, зрители и т.д.).

Иногда выделяют еще и так называемую «понимающую» аудиторию – совокупность индивидов, достигающих определенной степени понимания и запоминания информации.

Задачи исследований аудитории:

-определение количественного и качественного состава аудитории

-выявление мнений и отношений аудитории к СМИ

-получение дополнительного канала обратной связи аудитории с редакцией

-установление взаимозависимостей объективных и субъективных признаков аудитории с другими переменными

-маркетинговые задачи

Социологические методы исследования аудитории СМИ:

-опрос (интервью и анкетный опрос; телефонный, очный, Интернет-, СМС-опрос; уличный, в местах событий, домашний)

-дневниковые исследования

-технических замеров

-наблюдение

-фокус-группы

Количественные исследования почти всегда проводятся на определенной выборке, предполагающей генерализуемость, то есть возможность переносить выводы на всю совокупность объектов исследования, или генеральную совокупность.

Выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом.

Основные виды выборки:

-сплошная

-репрезентативная (одноступенчатая, многоступенчатая, квотная и т.п.)

-целевая

-стихийная

Фокус-группа – вид группового интервью, предполагающий выявление относительно узкого круга реакций респондентов:

-содержание конкретного материала (как понят, какие чувства, мысли вызывает и т.п.)

-оформление газеты

-идеологическая направленность издания

-и т.д.

Полнота и достоверность знаний об аудитории являются залогом успешной деятельности редакции и в коммуникативном, и в экономическом отношении.

Общественное мнение и методы его изучения

Общественное мнение - совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам общественной жизни.

Формированию общественного мнения (стихийному или целенаправленному) способствует перенесение знаний с уровня специализированного сознания на уровень массового.

Общественное мнение формируется на основании тех фрагментарных знаний, которые случайно или целенаправленно оказались включенными в сферу массового сознания.

Формирование общественного мнения – способ существования массовых коммуникаций, которые действуют на него посредством информации и внедряют в него определенную, заданную социальными субъектами систему ценностей.

В современном обществе основным институтом по формированию общественного мнения являются массовые коммуникации, оказывающие влияние через свою аудиторию.

В данном случае можно говорить также об обратном влиянии общественного мнения на субъектов массовой коммуникации и журналистской деятельности как на членов общества.

Из реферата

социологические подходы, которые использует непосредственно журналист.

можно разделить условно на два варианта: использование социологический источников и социологические методы сбора информации.

социологические источники. Журналист может брать их за основу своего исследования, использовать как иллюстрационный материал для более полного раскрытия своей темы, или использовать разные данные исследований для сравнения. Социологические данные и просто могут быть оперативным, «событийным» поводом для подготовки журналистом публикации, передачи, своеобразным творческим импульсом.

Журналист может и использовать свои наблюдения, накладывая их на данные социологов.

Журналист не только ищет тему, но и корректирует ее интересность под аудиторию на основе опросов общественного мнения.

Экспресс-опросы по случайной выборке (телефонные, уличные и т.д.) сейчас часто применяют радиожурналисты, часто мы их можем увидеть как подтверждающие какую-то мысль журналиста в ТВ-репортаже, в газете они встречаются реже.

В журналистике также может использоваться методика структурализованного наблюдения. В случае с социальным экспериментом журналист обращается к экспериментальному методу. Также для подготовки обзоров может, конечно, применяться метод контент-анализа или некоторые его элементы.