Глава 3
Режиссерский замысел
«Медики приходят в ужас от фильмов о медицине, фильмы об
авиации раздражают летчиков. Но Федерико Феллини все-таки
удалось полностью удовлетворить тех, кто работает в кино, своим
фильмом «8 1/г». Это картина о том, сколь мучительно режиссер
вынашивает свой замысел перед тем, как приступить к съемкам.
Феллини показывает, что режиссер - это, прежде всего человек, к
которому с утра до ночи пристают с вопросами, причем с такими,
что он не может, не хочет или не знает, как на них ответить.
Его голова полна самых разнообразных идей, впечатлений,
ощущений, зыбких желаний, а от него требуют определенности,
конкретных имен, цифр, названий мест и точных дат»
Франсуа Трюффо1
Наверное, фильм «8 1/2» Федерико Феллини лучше всего понимают режиссеры.
И не имеет значения, кто они - юные дебютанты или опытнейшие профессионалы.
Каждый день, ежечасно и ежеминутно режиссер принимает множество решений — иногда мелких, иногда очень существенных. И не важно, что именно он снимает - блокбастер, рекламу или религиозный альманах.
Где расположить камеры? Ведь каждый раз возникает множество вариантов. Что снимать прежде всего? Ведь события стремительно меняются, особенно при документальной съемке. Какой должна быть наиболее выигрышная крупность плана? Как расставить на площадке людей? Где и как снимать интервью? Что лучше в данном случае: проезд или статика? Как снимать сцену - в настоящем интерьере или в павильоне? Что лучше в этом эпизоде - применить видеонаблюдение или использовать инсценировку? Поддерживать при монтаже финала стремительный темп или, наоборот, замедленный?...
74
75
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Режиссерский замысел
Десятки, сотни вопросов. Съемочная группа ждет ответов. И то, что она услышит, способно или вдохновить творческий коллектив, или полностью парализовать работу многих талантливых и профессиональных людей.
Что может помочь режиссеру? Как научиться быстро и точно ориентироваться? Что в силах поддержать его среди бушующих волн кинематографического или телевизионного производства?
Прежде всего (кроме, разумеется, профессионального опыта) важно наличие интересного и точного РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА. Кто-то из крупных мастеров говорил, что режиссерский замысел подобен компасу: он, возможно, и не приведет вас в Индию, но не исключено, что доведет до Америки...
Когда речь заходит о театре, вопросов относительно необходимости режиссерского замысла и режиссерского решения не возникает. Тут все понятно. Одну и ту же чеховскую «Чайку» ставят сотни театров по всеме миру. И спектакли получаются разными. Трагедия Вильяма Шекспира «Ричард III» в одном случае ставится так, будто это детальная реконструкция спектакля XVII столетия в лондонском театре «Глобус». В другом случае она превращается в красочное (и достаточно условное) действо, где смешаны времена и страны. Ричард в наполеоновской шинели сражается на мечах со своим противником, одетым в кайзеровский шлем. В третьем случае действие переносится в наше время, в стены какой-то транснациональной корпорации, где в тиши уютных офисов герои Шекспира, в очках, с портфелями в руках, планируют и совершают свои страшные злодеяния. Они подсчитывают количество необходимых жертв на калькуляторах и делают все это в рабочем порядке, без лишних нервов и эмоций. В Центре Современного Искусства «ДАХ» режиссер Владислав Троицкий поставил «Ричарда III. Пролог» вообще без единого слова. Персонажи общаются со зрителями на языке танца и пантомимы. Представление сопровождается музыкой и песнями в исполнении этно-хаос-группы «Дахабраха», которая непринужденно сочетает буддийский гонг и маракасы, русские трещотки и виолончель. «Ричард» в этом театре сопровождается песнями «Ой, калина у луз1 стояла...», «Я за то люблю Ивана...» и другими, столь же неожиданными произведениями.
Но, возможно, разговор о режиссерском замысле (и прочих высоких материях) уместен лишь тогда, когда речь идет о театре, об игровом кино или о художественных телевизионных сериалах?
Возможно, документальные фильмы и документальные телесериалы создаются по каким-то другим правилам? Равно как и все те программы, которыми заполнен телеэфир: всевозможные расследования, спецрепортажи, ток-шоу, игры. Может быть, их можно создавать и без всяких особых «режиссерских замыслов»? Тем более что, если посмотреть в телевизор придирчиво, то найти там что-то особо выдающееся не так просто... Конечно, можно действовать по принципу «как люди делают, так и мы». Многие режиссеры не очень переживают из-за того, что тиражируют не ими изобретенное. Правда, тогда неясно: зачем нужен такой режиссер? Когда-то в театре режиссеров вообще не было, их функцию выполнял кто-то из опытных актеров. Что-то подобное происходит и сейчас - в кино и на телевидении. Если режиссер явно «не тянет», его функции негласно перенимает кто-нибудь из творческой группы - оператор, журналист или даже видеомонтажер. Что-нибудь они вместе, безусловно, сделают. Но что?.. Историю о том, как маститый режиссер внезапно потерял зрение, ото всех это скрывал и доверил постановку фильма своей помощнице, только имитируя свою работу на площадке, рассказал с экрана Вуди Ал лен. Как всегда, у американского киноклассика это выглядело смешно и забавно — особенно финал, когда на созданный таким своеобразным способом фильм обрушился грандиозный успех. Увы, в реальности таких чудес не бывает даже на Рождество.
Без режиссера, без интересного режиссерского замысла нельзя создать ни одного стоящего экранного произведения.
Известный театральный режиссер Николай Акимов утверждал: самое трудное — это определить, что решение найдено! Ему самому момент озарения напоминал то, как защелкивается замок, который закрылся. Если этот «щелчок» в голове произошел, значит, все в порядке. Решение нашлось. Акимов предупреждал: иногда кажется, что возможны два-три хороших Решения. Но раз есть колебания, они уже этим дискредитированы. Значит, идеальное решение еще не найдено. Настоящей * находки» нет.
76
77
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Режиссерский замысел
Я думаю, что полное ощущение «защелкнувшегося замка» и режиссерской удачи было у грузинских телережиссеров Г. Канделаки и Л. Сихарулидзе, когда у них возникла блестящая идея сделать фильм «Футбол без мяча». Картине этой уже много лет, но ее помнят. И ценят режиссерский класс и изобретательность авторов.
Режиссерский замысел, точный и остроумный, «сделал фильм» еще до начала съемок.
На протяжении всего этого фильма мы ни разу не увидим ни футболистов, ни самого поля, ни табло. О том, кто с кем играл, мы тоже не узнаем. Все время мы будем наблюдать только за болельщиками. И то, что происходит с ними, - непревзойденное зрелище. Вся гамма чувств отражается на их взволнованных лицах. Страшная трагедия и полное отчаяние (нашим забили!) и вспышка безудержного счастья (забили наши!), напряженное ожидание, и снова трагедия... Все происходящее понятно без всякого комментария. Это фильм о нас, о наших эмоциях, надеждах и отчаянии, об удивительной и странной человеческой природе (нашли повод, чтобы так убиваться, эти взрослые и вроде бы неглупые люди!). Это фильм о парадоксах нашей души. Но вообразите себе, что авторы появились бы на стадионе, вооруженные лишь этими абстрактными тезисами. Если бы у них не было точного режиссерского решения, они снимали бы много лишнего и тратили время и пленку попусту. А так все ясно: никакие кадры даже самых острых моментов у ворот нас не интересуют! И мастерские броски вратаря нам не нужны! И судья нас не волнует. И темпераментный комментатор в своей кабине! И болельщик, выбежавший на поле! Нам не нужны никакие интервью! И многое-многое другое... При наличии такого конкретного, ясного и оригинального режиссерского решения съемки становятся осмысленными и целенаправленными. Кинорежиссер Григорий Козинцев часто подчеркивал, что от слова «замысел» расходятся многочисленные концентрические круги: это и работа с материалом, и настройка души самого автора, и, несомненно, круг его чтения. Ведь замысел постановки - это определенное отношение к жизни, к таким важнейшим категориям, как добро и зло.
Режиссерский замысел делает работу режиссера осмысленной и последовательной.
Режиссерский замысел - один из наиболее важных элементов режиссерской профессии.
Рождение режиссерского замысла - это прекрасные мгновения высокого творчества. И что особенно важно - творчества индивидуального! В эти моменты режиссер больше всего раскрывается как творческая личность. Ведь ему никто не мешает. Это потом у него будет большая съемочная группа, потом начнутся какие-то производственные недоразумения, суета, спешка... На этой предварительной стадии режиссер творит в полном смысле слова.
Один из фильмов, который давно вошел в Золотой фонд ВГИК А, - дипломная работа режиссера Рустама Хамдамова «В горах мое сердце». Экранизировать рассказ Уильяма Сарояна можно было самыми разными способами. Режиссер решил сделать стилизацию под старый американский немой фильм. Это не противоречило ни фактуре самого литературного произведения, ни времени действия, ни месту, где разворачивались события, - Америка начала XX столетия. Такое режиссерское решение мгновенно обусловило очень много вещей. Сняло бесчисленное количество вопросов. Авторы фильма сократили диалоги и заменили их титрами. Оператору пришлось отказаться от применения трансфокатора, цвета и современных приемов съемки. Поиск актеров стал более конкретным - нужны были типажи, характерные для времен немого кино. Именно в этом фильме свою первую роль сыграла студентка ВГИКа Елена Соловей. Понятно стало и то, каким должно быть музыкальное сопровождение фильма (тапер).
Точный и вразумительный режиссерский замысел делает понятной, осмысленной и целенаправленной работу большого творческого коллектива.
Каждый - оператор, художник, композитор, актер, звукорежиссер - понимает свою задачу.
Копировать чужой замысел в режиссерском сообществе считается признаком дурного тона.
Невозможно вообразить себе стопроцентный плагиат в кинематографе. Даже так называемые римейки (гетаке) очень отличаются от оригинала. Американская «Великолепная семерка» - это все же не совсем японский фильм «Семь самураев», по Мотивам которого она была сделана.
78
79
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Режиссерский замысел
А на телевидении программы-кальки стали уже традицией. По такой схеме снимают и художественные телесериалы.
Оригинальной режиссуры в таких случаях почти нет.
Что представляет собой режиссер, можно заметить даже по мелочам.
Например, многих режиссеров почему-то не беспокоит, что дикая, неадекватная реакция аудитории на выигрыш (скажем, кофеварки!) в очередной телеигре превращает весьма разумных за пределами телестудии людей в сборище идиотов. Бурные аплодисменты, свист, душераздирающие вопли и прочие «буйства массовки»... Будто мы перенеслись куда-то в самые дремучие дебри Гарлема. Но раз «там» так делают и им там нравится, то и мы будем...
Режиссер на телевидении, конечно, не такая заметная фигура, как в кино. Не такая самостоятельная и авторитетная. Но кто мешает утверждать свой вкус, свою точку зрения, свой взгляд на мир и людей? Было бы желание.
...Две телевизионные программы, построенные на документальных видеоматериалах, рассказывают об истории. Одна сделана легко, иронично и весело. Стилизованные архивные ящики, смешной «ненастоящий» телевизор в условной декорации, остроумные комбинированные кадры хроники, где молодой современный ведущий время от времени появляется то за спиной Леонида Брежнева на трибуне Мавзолея, то подает ружье на охоте самому Никите Хрущеву, то подносит спичку к сигаре Фиделя Кастро... Документальные эпизоды сменяют друг друга по принципу «монтажа аттракционов»: рассказ о Карибском кризисе оказывается рядом с воспоминаниями о неистовой моде на итальянские плащи «болонья». Но главное -интонация ведущего. Чуть ностальгическая, доверительная, ироничная. Она дает понять, что нас, зрителей, авторы считают умными, интеллигентными, взрослыми людьми, способными откликнуться на хорошую шутку. А на другом канале - иная программа. Тоже про историю. Но там уже не до шуток. Серьезный молодой человек сидит в огромном кресле на фоне академической библиотеки и со строгим видом цитирует классиков. Это тоже о прошлом. И наверное, что-то полезное. Но до чего неинтересно. Холодно. Ни блеска в глазах, ни выдумки - лишь
менторский тон автора и нарастающее чувство стыда за то, что не знаешь ничего о таких важных исторических фактах. И ощущение, будто ты возвратился в детство и тебе читают нотации в кабинете директора школы. Две программы - это не только два разных журналиста-ведущих. Это и два разных режиссера. Интересный режиссерский замысел был лишь у одного из них.
Известный советский кинорежиссер, профессор Сергей Юткевич, исследуя то, как вообще возникает режиссерский замысел, писал: «Режиссура возникает тогда, когда появляется то, что Леонардо да Винчи назвал «туепгюпе», что значит «замысел», «вымысел»... а теоретик итальянского искусства, ученый, архитектор и живописец Леон Баттиста Альберти еще в 1436 году в своей третьей «Книге о живописи» утверждал: «Главная заслуга в этом деле заключается в вымысле, а какова сила вымысла, мы видим из того, что прекрасный вымысел нам мил и сам по себе... без живописи»... Прославленный мастер и президент английской Академии художеств Джошуа Рейнолдс в своей речи от 10 декабря 1771 года подтверждал: «Замысел - один из главных отличительных признаков гения, но если мы проверим это на опыте, то найдем, что мы научаемся изобретать, изучая изобретения других... Тщетно художник... будет стараться изобретать, если у него не будет материала, над которым может работать его мысль и из которого должен исходить замысел»2
Когда у режиссера есть оригинальный замысел, на экране могут происходить самые удивительные и неожиданные вещи.
Юная Катрин Денев, хрупкая, нежная, «розовая героиня», и мужественный, решительный супермен Жан Поль Бельмондо -замечательный актерский дуэт. Что именно может играть эта парочка, любому зрителю более или менее понятно. Но когда рождается парадоксальный режиссерский замысел, на экране происходит непредсказуемое. В фильме «Сирена «Миссисипи» выдающегося французского режиссера Франсуа Трюффо роли распределены таким образом: жестокого, коварного убийцу играет очаровательная Катрин Денев, а доверчивую, наивную и беспомощную жертву - Жан Поль Бельмондо.
Удивительные вещи происходят благодаря режиссерской
Фантазии автора и в фильме другого классика мирового кино
АУиса Бунюэля «Этот смутный обьект желания». Герой филь-
80
81
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Режиссерский замысел
ма, которого играет актер Фернандо Рей, влюбляется в молодую привлекательную женщину. Их отношения стремительно развиваются. Но спустя некоторое время зритель с удивлением замечает, что героиню уже играет какая-то совсем другая актриса. И что интересно - абсолютно не похожая на первую. Еще большее изумление охватывает зрительный зал, когда спустя какое-то время вновь на экран возвращается первая актриса. Впрочем, ненадолго. Так на протяжении всего фильма две разные, непохожие актрисы поочередно играют одну героиню. И этот экстравагантный режиссерский ход позволяет автору самым наглядным образом передать главную идею картины -о призрачности и неуловимости наших страстей и желаний в этом загадочном и непостижимом мире.
В документальном телесериале режиссера Веры Сторожевой об Александре Сергеевиче Пушкине поэт внезапно появляется на «любительских кинокадрах», якобы отснятых друзьями и родственниками. Во многих семьях еще хранят восьмимиллиметровую кинопленку, на которую лет тридцать назад кинолюбители снимали семейную хронику: первомайские праздники, купания новорожденных, поездки к морю или в Прибалтику... Авторы фильма «Живой Пушкин» якобы «нашли» такую хронику, снятую в семье Пушкиных. Эта имитация-мистификация придала фильму неожиданные и своеобразные краски.
Необычный монтаж хроники с актерскими сценами позволил американским телережиссерам создать документально-фантастический (если вообще возможно такое словосочетание) фильм о том, как президентом США становится... Мартин Лютер Кинг. Это попытка представить себе, что могло бы произойти, если бы пуля убийцы не попала в негритянского лидера. Каким сегодня стали бы мир и Америка?
Все режиссеры знают, как раздражает зрителей плохо записанный звук. Если зрители не могут разобрать какие-то слова в фонограмме, это вообще считается браком. Творческим и техническим. Звукорежиссеры делают все возможное, чтобы каждое слово, звучащее с экрана, было понятным. Но один из величайших российских режиссеров Алексей Герман снимает фильм «Хрусталев, машину!», где реплики на протяжении почти всего фильма ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕРАЗБОРЧИВЫ.
Мы можем понять лишь часть того, о чем герои говорят на экране. Сначала это действительно раздражает (будем откровенны: многих это раздражает все время), но потом становится понятен режиссерский замысел: есть вещи более важные, чем пустые слова, которые так легко вводят в заблуждение, мало что значат и не выражают сути происходящего. И именно такая фонограмма больше всего подходила к тому разговору, который вел со зрителями режиссер.
Режиссерские выдумки и фантазии безграничны.
Смелое и остроумное режиссерское решение позволяет с успехом делать то, что, на первый взгляд, может показаться запрещенным или ошибочным.
Кто из режиссеров не знает, что экран требует динамики, движения? Прибывают поезда, тонут пароходы, полиция преследует бандитов.
Даже перед диктором новостей камеры начинают ездить туда-сюда.
Потому что режиссеры знают - зритель может затосковать. А это опасно.
Режиссер Сергей Лозница наверняка это тоже знает. Но он снял фильм, в котором на протяжении двадцати минут вообще ничего не происходит!
И сделал он это принципиально.
В его фильме «Полустанок» мы увидим лишь маленький зал ожидания на какой-то захолустной станции. Увидим людей, которые будут спать весь фильм.
Будет изменяться крупность планов. Лица. Закрытые глаза. Руки и ноги, которые свисают с лавок. Кажется, кто-то уже вот-вот проснется, уже почти открывает глаза... Но нет, человек снова засыпает. Через несколько минут замечаешь: кое-что изменилось на экране. И в самом деле - люди, как и раньше, спят, но они уже лежат не в зимней одежде, а в летней. Сменяют друг Друга времена года. А люди по-прежнему спят, и слышно только их тяжелое дыхание, какое-то бормотание сквозь сон. Люди все спят, не просыпаясь. Время от времени слышно, как мчатся без остановки мимо этот полустанка поезда...
Режиссерский замысел иногда можно рассказать несколькими словами. Иногда он требует более подробного изложения.
82
83
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Но всегда он должен быть точным, конкретным и отвечать на вопросы: «Как?» и «Как мы это будем делать?»
При съемках не все происходит так, как хотелось бы режиссеру.
Не всегда это плохо.
Кто-то говорил, что создание фильма напоминает артиллерийскую стрельбу: чтобы попасть в центр мишени, нужно целиться совсем в другое место.
Но, может быть, вообще все разговоры о режиссерском замысле - пустая болтовня. И режиссер (особенно документалист) должен быть прежде всего хорошим импровизатором? Кстати, известный мистификатор Луис Бунюэль, иронически комментируя свое смелое режиссерское решение уже упоминавшегося фильма «Этот смутный обьект желания», утверждал: он стал снимать вторую актрису только потому, что выгнал первую из-за ее плохого характера...
Наверное, страдания кинорежиссера Гвидо Ансельми, героя фильма «8 1/2», который в страшных муках и бесконечных спорах с окружающими вынашивал замысел своего главного фильма, были кинорежиссеру Федерико Феллини хорошо знакомы. Великий итальянский режиссер сочетал в себе таланты импровизатора и автора глубоких и сложных замыслов. Феллини в своей книге «Делать фильм» писал:
«Я убежден, что кино не терпит случайности... Есть тип авторов кинематографа, спекулирующих на ней... Я же убежденный сторонник совершенно иного метода работы. Со смутной и расплывчатой туманностью, какой бывает фильм, сложившийся пока только в твоем воображении, нужно обращаться очень строго. Ремесло человека, берущегося материализовать тени, формы, перспективу, свет, предполагает строгость и в то же время гибкость. Ты должен быть непреклонным, неумолимым, но и терпимым, готовым отнестись к чьему-то сопротивлению, несогласию (и возможно, даже ошибкам) с чувством обостренной ответственности. Непредвиденное не обязательно чревато одними трудностями, нередко оно тебе и помогает, и вообще все, что происходит - начиная с момента, когда у тебя зародилась идея какого-то фильма, во время подготовки к съемкам и в ходе самих съемок или монтажа, - все это на пользу фильму. Нет таких вероятностей, обстоятельств, дета-
Режиссерский замысел
лей, которые можно считать совершенно ненужными фильму. Для фильма пригодится все. И еще мне хочется сказать: идеальных условий для создания картины не бывает, вернее, условия всегда идеальны, потому что именно они в конечном счете позволяют делать ее такой, какая она получается; внезапная болезнь актера и необходимость искать ему замену, изворотливость и упрямство продюсера, какое-то недоразумение, заставившее приостановить работу, - все это не помехи, а те самые элементы, из которых постепенно и складывается твоя картина... Совершенно необходимо иметь внутренюю готовность к любым переменам. Делать фильм - это вовсе не значит упорно стараться привести реальную действительность в соответствие с заранее сложившимися идеями; делать фильм - значит уметь также признавать, принимать и использовать те положительные перемены, которые претерпевают твои первоначальные идеи под воздействием непрерывного параллельного развития событий»3
Удачный замысел позволяет режиссеру не быть флюгером. Кое-что можно менять, не упуская из виду конечную цель.
Однако, чтобы родился интересный замысел, надо самому режиссеру быть интересной личностью. Так как каждое экранное произведение - это большое или маленькое послание человечеству. И в какой-то мере это автопортрет автора.
Французский кинорежиссер Франсуа Трюффо утверждал: «Имеет значение только режиссер, даже если он не написал ни строчки сценария. Картина получается похожей на него. Это все равно что его температура или отпечатки пальцев. Фильм может в большей или меньшей степени напоминать своего постановщика, но именно его и никого другого»4
Возможно, кто-то, дочитав до этого места, скажет: все это хорошо, возможно, даже интересно. Но я сталкиваюсь совсем с Другими проблемами. Где нахожусь я, а где классики мирового кино?! Что сказали бы те же Бунюэль или Хичкок, если бы им пришлось делать телеконцерты по заявкам, прогнозы погоды или заказные телефильмы?! О каком искусстве тут можно говорить? Тем более на телевидении!
О заказных фильмах и программах поговорим чуть позже.
84
85
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
А что касается искусства, хочу напомнить. Всего сто лет назад драматург Морис Метерлинк был глубоко убежден (и не он один!), что более бессмысленного, примитивного и вредного изобретения, чем кинематограф, не существует. Он утверждал, что кино по своему интеллектуальному потенциалу находится где-то на уровне ярмарочной карусели. И кинематограф вместе с каруселями надо срочно отправить куда-нибудь в джунгли, чтобы ими забавлялись дикари.
В начале прошлого века одновременно с выдающимися режиссерами, скажем, немецкого киноэкспрессионизма или французского авангарда, которые открывали язык кино и исследовали его возможности, безмятежно работали и другие режиссеры. Они не ломали голову над философскими вопросами. И снимали фильмы наподобие знаменитой русской ленты, имевшей красноречивое название: «Любви моей бушующую страсть вместить не могут жизни берега».
Наше телевидение такое, каким мы его делаем.
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс