logo search
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

12. Культуроформирующие, рекламно-справочные и

РЕКРЕАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ СМИ.

Культуроформирующая функция журналистики, за­ключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких куль­турных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культу­ры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.

Культуроформирующая функция журналистики не имеет жест­кой прагматической направленности, ее цель - обогатить внутренний мир человека как самоценной личности.

Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолже­ние в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хоро­шего тона - все это и есть участие в раз­витии культуры на бытовом уровне.

К справочным материалам в журналистике примыкает реклама.

Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие дейст­вительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные по­требности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции.

Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio «восстановле­ние») функцию, которую называют также гедони­стической, развлекательной. Ее цель - созда­ние условий для отдыха, а также удержание внимания аудитории для осуществления информационной и справочной функций. Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного плана (кон­церты, эстрадные шоу трансляции спортивных соревнований) Все эти произведения обладают и культурно-идеологическим зарядом.

Таким образом, наряду с идеологической деятельностью, направлен­ной на формирование массового сознания, журналистика для своей ау­дитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культу­ры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию.