logo search
Основы теории журПрограмма

Тема 7. Проблема свободы журналистики.

Сложность и многогранность проблемы свободы журналистики. Аспекты рассмотрения: социально-философский, социально-правовой, экономический, социально-политический, личностно-творческий. аспекты.

Взаимодействие журналистики и общества в целом, зависимость журналистики и журналиста от общества, его информационных запросов. Личность журналиста и личность читателя (зрителя, слушателя) в обществе. Ответственность журналистики и журналистов перед обществом. Система СМИ и конкретные аудитории, их взаимодействие в информационном процессе, возможность конфликтах отношений, поиск компромиссов.

Отражение возможностей большей свободы информационной деятельности журналистки в законодательстве государства. Основные законодательные меры, обеспечивающие большую свободу журналистов в сборе, обработке и распространении информации и граждан в ее получении . Возможные злоупотребления свободой массового информирования . Ограничения свободы СМИ в интересах общества (пропаганда насилия, расовой, религиозной, социальной розни и т.д., распространение сведений, составляющих государственную и иные охраняемые законом тайны), а также в интересах отдельных граждан ( публикация порочащих недостоверных сведений о них, вмешательство в частную жизнь, оскорбления и т.п.). Законодательные механизмы, обеспечивающие большую свободу массового информирования в нашей стране.

Взаимодействие журналистики с различными социальными и политическими структурами в обществе – с правительством, политическими партиями, религиозными организациями, общественными движениями, другими структурами социальных институтов. Современная ситуация в России . Этапы развития СМИ России в постперестроечное время(1990-2009 гг.).

Экономические проблемы современных российских СМИ. Взаимодействие редакционных коллективов с учредителями, спонсорами, владельцами, рекламодателями, зависимость от них в информационной деятельности. Способы ослабления зависимости от учредителя : государственная поддержка издания, самостоятельная предпринимательская деятельность редакций, кооперация изданий и т.д. Перестроечное и постперестроечное время в России и изменение экономической ситуации на информационном рынке страны. Передел собственности в сфере СМИ. Развитие тенденции к концентрации . Создание холдингов. Проблема монополизации информационного рынка России ограниченным числом крупных владельцами популярных ТВ-каналов и изданий. Законодательные способы борьбы с монополизацией.

Личностно-творческий аспект свободы журналистской деятельности: проблемы и возможности журналиста в современной России.