logo search
Билеты ВСЕ

Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.

От того, насколько отзывчиво редакция использует возможности связи с аудиторией, зависит и общий успех информационной политики редакции. С переходом общества к рыночным отношениям работа редакции с письмами трудящихся стала необязательной. Это закрепил и Закон РФ «О средствах массовой информации» (в статье 42). «редакция знакомится с письмами читателей, не вступая в переписку» - «Московский комсомолец».«Независимая газета» - «редакция не располагает возможностями вести частную переписку, давать юридические консультации и выступать ходатаем в официальных учреждениях».

I. Публицистический потенциал редакционной почты

В годы перестройки активность аудитории, ее стремление к гласности, критике негативных явлений, недостатков, поиску путей их преодоления значительно увеличились. Журнал «Коммунист», например, за первые три месяца 1987 года получил столько же писем, сколько за весь 1984 год. Рост писем наметился в 1985 году, то есть на рубеже провозглашения гласности. Увеличилось и число подписчиков периодической печати.

Практика показывала, что наиболее интересны были те газеты, которые большую часть своей площади отдавали читателям, где они могли высказывать свою точку зрения, отстаивать их, убеждать. Дискуссии, которые вели читатели на страницах газет, сделали эти издания наиболее популярными. «Правда», «Комсомольская правда», «Труд», «Литературная газета» завели на своих страницах до двух десятков рубрик, под которыми публиковали материалы аудитории.

«Литературная газета» в первом номере 1987 года объявила конкурс «Соавтор», попросив читателей назвать темы и проблемы, которые они считают необходимым обсудить на страницах газеты в течение года. На конкурс поступило более двух тысяч писем, причем каждый автор назвал не одну, а сразу несколько тем.

Сотрудники газеты признавались, что не ожидали такого количества предложений. Тщательно проанализировав их, они составили список из 114 тем. Аудитория предложила газете долгосрочную программу выступлений по вопросам, касающимся практически всех сторон жизни общества. По мнению газетчиков, эта программа в течение года была выполнена примерно на 80 процентов. От такого сотрудничества читателей и журналистов содержание газеты заметно улучшилось. В номере от 23 декабря 1987 года редакция предложила своей аудитории сделать конкурс «Соавтор» постоянно действующим в «Литературной газете».

II. Функции редакционного отдела писем

1. Средство связи между властью и массами;

2. Форма участия населения в общественном управлении (в том числе государством);

3. Форма отражения общественного мнения;

4. Источник неформальной и в то же время достоверной информации о жизни рядового населения.

Критериями для публикации писем служат: 1) актуальность, 2) общественная значимость, 3) соответствие направлениям газеты.

Кроме того, в повседневной работе может возникнуть необходимость в данной теме, данном авторе, данном письме в общем контексте газетной полосы. Работа с письмами включается в планы работы редакции. В них обычно указывается публикация полос и подборок писем, сетевые графики предусматривают систему рубрик, под которыми публикуются письма.

III. Техническая обработка и хранение писем

В процедуре обработки читательских посланий можно выделить следующие позиции.

1. Регистрация.

2. Обязательное описание

3. Распределение по отделам.

4. Оформление запросов по жалобам, просьбам о помощи в официальные инстанции или частные структуры, подготовка ответов или их пересылка авторам жалоб.

5. Контроль за публикацией в журнале регистрации писем, выдержкой сроков.

6. Обработанное письмо после публикации - в сектор учета писем на хранение.

7. Архивное хранение подчиняется строгим правилам:

· внутриредакционное обязательное (в течение года - так называемый текущий архив редакции);

· внутриредакционное выборочное (наиболее значимые рукописи и оригиналы хранятся в течение трех лет);

· долгосрочное, когда наиболее значимые рукописи через 10-15 лет передаются в главное архивное управление территории, на которую выходит (вещает) данное СМИ.

VIII. Виды литературной обработки письма

· редакторская (правка до 15-20 процентов объема авторского текста);

· сокращение (правка до 60 процентов);

· пересказ (журналист переписывает сумбурное послание, строго соблюдая авторскую мысль и создавая на основе сообщения читателя новый текст);

· интерпретация, когда создает новый текст со смещением акцентов, но, само собой, без искажения смысла автора).