logo search
ответы на риторику

22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.

По заголовкам можно оценить важность публикации и быстро выбрать необходимую. Основное требование к заголовкам – композиция, стилистика оформления в целом. Композиционно заголовки являются опорными центрами страниц, усиление и ослабление интенсивности которых означает оформительски противоположные действия по руководству вниманием читателя.

Стиль, методы, способы оформления заголовков тесно связаны с такими факторами, как формат и объем издания, количество материалов на полосе, содержание и объем публикации.

Заголовочный комплекс – самый сложный в газете. Он обладает важным для каждого содержательного соединения элементов признаком: мягкостью перехода с одного уровня объединения на другой, размытостью границ между ними. По степеням сложности все заголовочные комплексы можно разделить на три разновидности:

Простые комплексы (собственно заголовок, состоящий из одной, двух строк и более).

Сложные заголовки (объединение на плоскости заголовков нескольких видов).

Составные комплексы (заголовок плюс иллюстрация, врезка и т. д.).

Отличительным признаком газетного или журнального заголовочного комплекса могут служить варианты расположения заглавия относительно текста. Общее правило построения комплекса: одна часть (строка) должна иметь двойной контраст (по размеру и начертанию) с последующим. ЗАГОЛОВОК — название внутреннего подраздела произведения (главы, параграфа, части, раздела) или издания (раздела, части, элементов аппарата); название структурной части рубрики вспом. указателя, обозначающей объект поиска; название, определяющее номер и тему таблицы, содержание ее строк и граф.

Заголовки подразделов произведения (издания):

1) организуют, направляют и облегчают чтение:

— прерывая текст, они заставляют читателя невольно остановиться перед тем, как приступить к чтению нового подраздела, и тем самым подталкивают к тому, чтобы осмыслить прочитанное, представляющее собой относительно законченное целое;

— предупреждая во многих случаях о теме последующего текста, они подготовляют читателя к его восприятию;

— членя текст, они, с одной стороны, помогают прерывать чтение на графически фиксированном месте и позволяют читать книгу осмысленными порциями, а с другой — создают благоприятные условия для чтения выборочного, когда читателю нужны в книге материалы только на одну или несколько ее подтем;

2) углубляют понимание произведения, т. к. наглядно раскрывают его строение, соотносительное значение заголовков и соотв. подразделов, место каждого в общей структуре произведения;

3) усиливают справ. функцию книги, облегчая и упрощая поиск частей произведения или издания.

Заголовок для текста. Функции заголовков.

Любая страница в Интернете должна начинаться с заголовка. Заголовок - это первое на что обращает внимание посетитель, когда открывает страницу.

У каждого автора свои стандарты по составлению заголовков, но все они должны выполнять одну функцию: заголовок для текста должен заинтересовать клиента и полностью завладеть его вниманием.

Заголовок - это тот самый элемент продающего текста, который входит в контакт с посетителем самый первый, поэтому он должен оказывать достаточно мощное воздействие, для того чтобы выполнить возложенную на него задачу.

Основные функции заголовков:

1 Заголовок может решать проблему: "Нужен подарок? Мы поможем Вам решить этот вопрос за 1 день стоимостью 350 руб."

2 Заголовок для текста может сообщать потенциальному клиенту определенную долю информации, которая до настоящего момента была ему неизвестна;

3 Заголовок может обещать потенцильному клиенту получить определенный результат: "Следуя моей методике уже через 6 месяцев Вы будете потрясены полученными результатами";

4 Заголовки могут обращаться к строго определенной аудитории, например, "Если Вы бухгалтер коммерческой фирмы" или " Если у Вас астма" и т. д. Но для применения подобного рода заголовков необходимо четко определить свою целевую аудитории, чтобы не отбрасывать тех, кто на самом деле является Вашим потенциальным клиентом.

5 Заголовок для текста может интриговать, и тем самым вызывать интерес узнать, что же будет дальше.

Но перечисленные функции заголовков в чистом виде применяется очень редко, лучше всего работают продуманные, удачные комбинации 2-3 перечисленных типов.

23. Понятие о поликодовом тексте. Невербальные средства выразительности на газетной полосе.

Средства массовой информации играют немаловажную роль в нашей жизни. Поэтому проблема языка СМИ является главной в этой теме. Специфика языка СМИ определяется особенностями коммуникативной ситуации, которую он обслуживает. Дискурс массовой коммуникации характеризуется как дискантный, с индивидуально-коллективным субъектом и неизвестным, количественно неопределенным массовым рассредоточенным адресатом.

Риторическое усиление речи достигается с помощью стилистических фигур и тропов. Их использование отвечает двум основным тенденциям языка газеты – стандартизированности и экспрессивности. Некоторые выразительные средства языка газетной печати превращаются в штампы.

За последнее десятилетие положение газетной речи в стилистической системе русского языка стало еще более сложным. В соотношении основных форм национального языка очевидна экспансия двух неосновных, периферийных форм - жаргона и просторечия. Газетная речь вышла из жесткой системы книжных стилей и активно взаимодействует с разговорной речью. Газетная речь активно взаимодействует с рекламными и ораторскими текстами - вновь актуализированными подсистемами литературного языка. В такой ситуации стилистическая идентичность газетной речи оказывается под очевидной угрозой.

Появляется одна очень важная закономерность: газетная речь растягивается между двумя разнонаправленными стилистическими полюсами - деловой речью и речью разговорной.

Сегодня газетной речью управляют четыре принципа: принцип ударной оценочности, принцип референтности, принцип диалогичности, принцип эгоцентричности.

СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более высока их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. Но остается только надеяться.

Поликодовый текст – нелинейный текст, газетный текст, сопровождаемый фотоизображением, и другими средствами(мюзиклы, кино).