3. Комментарий (от лат. Commentarius - толкование) - одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т.П.
Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает прежде всего причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.
Как и другие жанры, комментарий может быть органичной составной частью другой жанровой формы. Например, на пресс-конференциях часто звучит вопрос: "Как вы можете прокомментировать происшедшее событие?" Подобная постановка вопроса возможна и в развернутом интервью с политическим, общественным деятелем, специалистом в той или иной области знаний. Каждый из этих ответов, как правило, представляет собой мини-комментарий, а иногда и вполне развернутое комментаторское выступление. И здесь успех зависит от глубины анализа, широты обобщений, объективности в оценке общественно значимых событий, фактов.
Обозрение - один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Основные особенности, которые его характеризуют, следующие: во-первых, оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками (обзор событий за неделю, за месяц и т.п.).
Итак, предмет данного жанра - общественные события, а цель -предъявление аудитории причинно - следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявления их значения и тенденций дальнейшего развития.
При всем тематическом многообразии сообщений этого жанра обычно все же различают общее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики - экономики, искусства, спорта и т.п. Музыкальное обозрение, театральное обозрение и им подобные разновидности жанра, в сущности, ничем не отличаются по своим особенностям от международного или спортивного обозрения.
В практике по связям с общественностью широко используются обзорные статьи. Многие издания не особенно дружелюбны к паблисити отдельной компании, но при этом они приветствуют статьи, интегрирующие опыт нескольких компаний в отрасли. Такие обзорные статьи могут инициироваться как самими изданиями, так и специалистами ПР. Паблисити меньших по размерам и более слабых компаний может улучшиться в результате включения материалов о них в обзорную статью вместе с материалами о крупных и сильных конкурентах.
Дискуссия. Растущая распространенность и популярность жанра дискуссии вполне закономерны и соответствуют самому стилю современной жизни с его напряженными поисками истины.
Дискуссия (от лат. Discussio - исследование, рассмотрение, обсуждение) - жанр, который демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение и развитие. Столкновение различных мнений включает аудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра.
Литературный труд по подготовке дискуссионных материалов содержит первые фразы, сообщающие, что у участников дискуссии разные точки зрения на предмет обсуждения. Предмет спора должен отвечать тем требованиям, которые мы приводим ниже: тема достаточно дискуссионна, предполагает по крайней мере несколько вариантов возможного ее решения, она понятна аудитории настолько, что они могут чувствовать себя арбитрами. Наконец, предмет дискуссии, безусловно, должен быть общеинтересным, социально значимым. Журналист должен разобраться в проблеме сам и, найдя интересные, ключевые моменты, с помощью системы сравнений и образов "перевести" эту проблему на язык публицистики.
4. Выбор журналистом жанра обусловлен характером творческой, профессиональной задачи, а также объектом отражения, особенностями жизненного материала. И следовательно, чем отчетливее понимает автор природу жанра, в форму которого он облекает данный жизненный материал, тем успешнее он может выполнить поставленную задачу.
Наиболее богат изобразительными средствами и выразительными возможностями важнейший жанр художественной публицистики - очерк.
Жанровые особенности очерка подробно выявлены в теории литературы. Очерк - пограничный жанр, находится между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходящие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт - основа очерка. И нет, пожалуй, в публицистике другого жанра, который бы требовал столь очевидного проявления таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерк.
Подобно репортажному методу, метод очерковый распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных в публицистическом творчестве. Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений.
Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении - проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.
При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т.д., главный предмет очерка почти всегда - человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане - действие, свершение, а человек (его "носитель") обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка - не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект деятельности.
Даже в том случае, когда в центре очерка оказывается какое- либо событие, все же показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей. Если репортаж - это история событий, то очерк - история характера. Потому наиболее распространенная разновидность жанра - портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь могут использоваться самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, архивные документы.
Эссе (от фр. Essai - опыт) - жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основателем жанра считают французского философа - гуманиста Мишеля Монтеня, создавшего в шестнадцатом веке свою знаменитую книгу "Опыты". В журналистике пионером жанра эссе считают журнал "Зритель", в восемнадцатом веке приступивший к публикации сообщений личного, даже интимного характера о событиях, пережитых авторами. Первоначально жанр эссе не испытывал тематических ограничений - эссе касалось и сельского хозяйства, и театральных премьер и политики. Однако в начале нашего века в жанре эссе стали рассматривать лишь темы, связанные с литературой и искусством, эссе превратилось в своеобразную форму рецензии -на цикл стихов или пьесу, выставку или кинофильм.
Сатирические жанры. Великий русский сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин писал: "Для того чтобы сатира действительно была сатирою и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало". Сатира существенно отличается от юмора, хотя то и другое призваны вызывать смех. Однако юмор чаще всего бывает добрым, мягким, а персонажи юмористического произведения вызывают обычно сочувствие у аудитории. Сатира же - это разоблачение, бичевание пороков.
И здесь есть свои градации. Насмешку, значительную долю обидного для ее объекта создает ирония. Ирония может перерасти в сарказм. Широко используются в сатирических произведениях гипербола, гротеск и другие формы образного преувеличения, предельной заостренности, позволяющие раскрыть сущность тех или иных уродливых, социально неприемлемых черт или явлений действительности. Вся цепь приемов выявления комического характеризуется нарастанием негативного отношения к изображаемому материалу.
Фельетон - это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Подобно очерку, фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе выразительных средств. Широко используются в фельетоне приемы образного повествования.
Фельетон строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес и нередко изображает вполне реальных людей, с их подлинными именами.
Памфлет - злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданственное, преимущественно-политическое обличие. Сходство этого жанра с фельетоном очевидно и несомненно, но столь же очевидно и различие этих сатирических жанров художественной публицистики. Публицистичность здесь органично сочетается с художественными достоинствами сатиры. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер. Разница с фельетоном
состоит в том, что последний касается единичных факторов, одного конкретного события, в то время как назначение памфлета состоит в критике системы взглядов.
Почти все из рассмотренных нами журналистских жанров в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще они являются основой для более сложных конструкций.
Пресса - это круг изданий, объединенных понятием "периодичность". Периодическое издание отличается следующими признаками: 1) выходит через определенные промежутки времени; 2) постоянное для каждого года число номеров или выпусков, не повторяющихся по содержанию, однотипно оформленных, нумерованных и/или датированных; 3) одинаковое для этих выпусков
заглавие и, как правило, одинаковый объем и формат; 4) заданность издания на постоянный или длительный выпуск.
Пресса отражает жизнь в ее динамике, укладывает эту быстро движущуюся жизнь во множество кадров - выпусков. И это множество выпусков в своей последовательности представляет жизнь в движении, изменяемости, беспрерывности. Применительно к прессе можно говорить о злободневности содержания, однако понимая его не в смысле злобы текущего дня, а шире - от мгновенной регистрации каких-то действий (событий), как в газете, до научных результатов долгой работы специалистов - исследователей, которые могут быть и историческими и абстрактными, однако в высокой степени актуальными. Характерна разноплановость содержания каждого выпуска, однако существует определенная внутренняя связанность между собой отдельных выпусков: каждый выпуск как бы продолжает предыдущий, не являясь завершенной целостностью. Периодичность изданий предполагает необходимость хронологического осмысления материала, т.е. распределение его по выпускам, номерам.
Характер информации в значительной мере отличает газету от журнала. Жанры газетной публицистики отличаются от журнальной прежде всего по своей структуре. В газетной публицистике превалируют жанры информационные и аналитические, в журнальной - аналитические и художественно-публицистические. При этом в газете преобладает аналитический жанр корреспонденции, в журнале (в зависимости от типа издания) основным аналитическим жанром может быть статья. Различают сами жанры газетной статьи и журнальной, газетного и журнального очерка и др. Так, в газетной статье нет той широты охвата проблемы, той глубины и обстоятельности ее анализа, которые мы наблюдаем в журнале. Если же говорить о газетном очерке, то он, к примеру, более публицистичен, чем художественный, его литературные возможности значительно беднее, чем у его журнального аналога. Газетные жанры по преимуществу "приспособлены" к тому, чтобы непрерывно и оперативно отражать актуальные события общественной жизни и своевременно сообщать об этих фактах аудитории. У журнальных жанров иное назначение: публицистический анализ основных тенденций и процессов общественного развития.
Произведения литературы, искусства, научного творчества занимают в газете более скромное место. К тому же эти публикации чаще всего выполняют при этом определенную политическую функцию. В газете широко публикуются официальные документы, письма, объявления, реклама.
Печатная периодика никогда не испытывала особых трудностей в подаче оперативной информации. Новость могла появиться в газете в каком угодно объеме, в любом обрамлении, да и жанровых ограничений газетчики не испытывали; посчастливилось репортеру быть свидетелем происшествия - публикуется репортаж, информация поступает из официальных источников - есть раздел хроники. Для облегчения поиска интересующих читателя материалов стали публиковать подборки новостей - иногда тематические, а иногда и "всякую всячину".
Радио создало жанровую форму "бюллетеня новостей", перешедшую впоследствии и на телевидение. Верстка новостной программы на телевидении, ее компоновка - высшее проявление журналистского мастерства.
Система СМИ - это система газет, журналов, передач, программ, видеоканалов, которые отличаются друг от друга своей направленностью на удовлетворение определенных общественных потребностей, запросов тех или иных общественных групп, организаций, политической системы общества. В идеале СМИ должны представлять такую совокупность различных публикаций, которые учитывали бы всю гамму общественных потребностей, все многообразие рождающихся для этих потребностей журналистских жанров.
Литература для самостоятельного изучения.
1. Андронников И. Слово написанное и сказанное // Соч. в 2 т. М., 1975 Т. 2.
2. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики : В 2 т. М., 1998.
3. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
4. Летунов Ю. Время, люди, микрофон. М., 1974.
5. Отт У. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.
6. Синицын Е. Я веду репортаж. М., 1983.
7. Эльманович Т. Образ факта. М., 1975.
8. Юровский А. Телевидение - поиски и решения. М., 1983.
9. Кройчек Л. Современный газетный фельетон. Воронеж, 1975.
- Редакторская деятельность журналиста.
- Организаторская деятельность руководящей группы сми
- Авторская деятельность журналиста.
- 1) Полная информация; 2) свобода комментария и представления всех точек зрения; 3) "нет" редакционным статьям с "единым мнением"; 4) независимость не только от власти.
- 4) Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематические линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчества - научного, художественного, публицистического.
- 4. Выяснению специфики телевидения, кино, радио, прессы посвящено много работ (см. Список литературы).
- Структура творческого акта журналиста
- 4. Журналистское произведение представляет собой целенаправленную информацию, подготовленную коммуникатором и распространенную каким-либо образом с целью воздействия на аудиторию.
- 5. Можно наметить черты структуры, элементы произведения, например, те, которые связаны с восприятием сообщения.
- Система методов журналистского творчества
- 2. Методы литературного редактирования.
- 6. Официальные и личные документы журналиста представляют собой какие-либо рукописи либо отпечатанные издания, либо магнитофонные записи и кинопленки.
- Тема 5.
- Жанровые разновидности журналистского текста.
- Корреспонденция.
- 3. Комментарий (от лат. Commentarius - толкование) - одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т.П.