19. Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
В современном обществе существует огромное количество факторов, служащих тормозом для слушания. Некоторые из них лежат на поверхности, другие от нас скрыты. Если вы не осознаете существования таких барьеров, у вас практически нет шансов бороться с ними и преодолеть их. Мы надеемся, что данный раздел поможет вам лучше осознать и понять физические, психологические, поведенческие и образовательные барьеры, препятствующие эффективному слушанию. Вооруженные этими новыми знаниями, вы будете намного лучше подготовлены к встрече и победе над ними.
Заинтересованность. Наверное, это самое мощное препятствие на пути к эффективному слушанию. Мы слышим то, что хотим слышать, и не слышим того, чего слышать не желаем. Когда вы начинаете кого-то слушать без особого желания или заинтересованности, то ни за что не услышите, не осмыслите и не поймете, что до вас хочет донести другой человек. Если вы не собираетесь слушать другого человека, лучше займитесь чем-нибудь еще, вместо того чтобы игнорировать и оскорблять говорящего.
Отсутствие концентрации внимания. Многие являются неэффективными слушателями в силу отсутствия у них концентрации внимания. Есть очень рассеянные люди, которым вообще трудно долго концентрироваться на чем-то извне. Вместе с тем есть и другие люди, имеющие слабую способность концентрации внимания, потому что они позволяют отвлекать себя внешним факторам. Например, один из самых мощных факторов, препятствующих концентрации, — это ошибочное предположение, что вы можете делать два дела одновременно. Классическим примером является человек, который верит, что он может читать и одновременно слушать другого человека. Нет ничего более далекого от истины. Чтобы полностью сконцентрироваться на том, что вы читаете, вы не должны слушать говорящего. Для того чтобы действительно слушать человека, вам придется заниматься только им, а чтение бумаг отложить. Максимум того, на что вы можете надеяться, занимаясь двумя делами сразу, — это равное деление внимания между ними, но тогда ни одно из действий, будь то слушание или чтение, не окажется завершенным ни полностью, ни должным образом, ни эффективно. Другие главные «виновники», способствующие рассеянию внимания, — это внешние отвлекающие факторы. Такие явления, как шум улицы, передвижения людей, происходящие поблизости беседы и телефонные звонки, могут легко отвлечь слушателя от беседы. Игнорировать эти внешние факторы нелегко, но возможно — после соответствующей практики. Если у вас есть веский мотив послушать другого человека, то приложите усилие, сконцентрируйтесь и не обращайте внимание на эти отвлекающие раздражители.
Эффективное слушание – это основа для получения точной информации. В век бурного развития техники мы постоянно подвергаемся мощному воздействию информации. Тем не менее, большая часть этой информации «влетает в одно ухо и вылетает из другого». Различные приемы слушания помогают нам усваивать ту информацию, которая нам нужна. Запомнить услышанное мы можем надежнее тогда, когда слушаем с пониманием, чтобы больше узнать, надо уметь слушать эффективно.
Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание других людей, помогает нейтрализовать нашу общую склонность к суждению, помогает избежать поляризации типа «я – они», которая, как ржавчина, разъедает общение. Слушая других эмпатически, мы приходим к пониманию их «изнутри». Мы осознаем, что смысл их поведения сложнее, чем часто кажется. Мы учимся понимать, какое влияние на поведение людей оказывают обстоятельства, их прошлое, их взаимоотношения, их потребности. Мы приходим к пониманию, как они себя чувствуют, почему они часто поступают так, а не иначе. Короче говоря, эмпатическое слушание помогает нам осознать, что другие люди больше похожи, нежели не похожи, на нас самих, и это позволяет нам смотреть на их ошибки и неудачи с большим сочувствием.
Слушая других, мы учимся не только слушать себя, но и понимать свои чувства, потребности и установки, о которых в прошлом имели смутное представление, т. е. познаем самих себя. Мы можем обнаружить, что мы более компетентны или что нам больше завидуют, чем мы думали. Иногда, конечно, мы слышим и менее приятные вещи. И, тем не менее, критика может оказаться полезной, особенно когда она доброжелательна. Но и критика, высказанная в гневе, может дать необходимую информацию о наших ошибках и промахах. В результате многолетней практики обучения искусству общения доктор Томас Гордон разделил наши ответные суждения на двенадцать категорий. Эти суждения, названные им «барьерами общения», приводятся ниже. Каждый раз, когда мы высказываем эти или подобные суждения, мы создаем трудности в общении.
- 1.Риторика как наука и учебный предмет. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.
- 2. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
- 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
- 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.
- 6. Типология коммуникативного намерения.
- 7. Профессионально-личностные качества журналиста.
- 8. Читатель как адресат. Постулат отношения к адресату.
- 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
- 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
- 13. Речевая деятельность. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое поведение.
- 14. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.
- 15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.
- 16. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.
- 17. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность слушания как вида речевой деятельности.
- 18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать - профессионально значимое умение журналиста.
- 19. Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
- 20. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность чтения как вида речевой деятельности. Механизмы чтения.
- 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.
- 22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.
- 24. Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки языка газеты.
- 25. Содержательная и стилистическая уместность как необходимое качество языковых средств газеты.
- 26. Риторический канон как модель создания текста.
- 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.
- 28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.
- 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии.
- 30. Элокуция как этап риторического канона. Функции тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
- 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.
- 33. Общая характеристика информационных жанров.
- 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.
- 35. Заметка: разновидности жанра.
- 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое информационных жанров.
- 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организации материала.
- 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.
- 40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
- 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.
- 42. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.
- 43. Проблемная статья и проблемный очерк: общее и специфическое.
- 44. Путевой очерк: специфика разновидности жанра, особенности авторского «я».
- 45. Портретный очерк как разновидность жанра. Герой и автор.
- 46. Эссе: разновидности, жанровые признаки.