29.Управленческая парадигма трактовки понятия журналистики
Понятие журналистика приобрело сегодня многогранное значение, что разные исследователи попытались дать трактовку этого понятия исходя из той или иной научной парадигмы. Ахмадулина считает, что журналистика это сложная многокомпонентная и многофункциональная система, которая органически входит в социальную систему общества в целом. На развитие данной системы влияют политические, идейные, культурные и технологические факторы. Система журналистики при ее кажущейся автономии зависит от режима правления в обществе, от социальной обустроенности в обществе и тех идей, которые в нем бытуют. А затем от экономического и технологического потенциала. Такой подход позволяет различить виды и типы систем журналистики исходя из того, что система журналистики взаимосвязана с типом политической системы. На этой основе родились разные социальные теории журналистики. Рассматривая журналистику как социальную систему можно определить ее задачи как информирование и социальное адаптирование, а роль – отражение и формирование общественного мнения. За время существования журналистика сложилась как сложная система, у которое есть свои подсистемы: СМИ, сообщества, каналы, аудитория. У журналистики как у системы есть свойства: наличие целей, адаптация к внешней и внутренней среде, функционирование на основе экономических, политических, культурных, социальных отношений, исполнение социальных функций, осуществление всего комплекса производства, управление и самоуправление на основе единоначалия, присутствие личности. Интегральным результатом ее деятельности является обеспечение информационного взаимодействия субъектов общества, создание для каждого возможности адекватно осознавать условия существования и формировать модель поведения, формирование механизмов перехлда индивидуальных духовных продуктов в общественные. Журналистика участвует в процессах управления обществом и самоуправления (регулирующая роль). Управление обществом доверено политической системе. Она активно использует прессу как инструмент воздействия на общество для проведения своей политики. СМИ существуют между гражданами и властью. В использовании преммы как инструмента управленияДемократия предполагает, что в обществе есть сильная и разнообразная партийная пресса. Но пресса выражает не только волю партий, но и интересы населения, донося их до власти и тем самым корректируя ее деятельность. Сегодня принято включать в эту схему помимо народа и власти еще и капитал. Заслуживает критики концепция СМИ как 4ой власти, потому что истинным сувереном власти является народ, который через прессу оказывает влияние на государство и на капитал. Правильнее представлять прессу как посредника между государством. Народом и капиталом. Пресса участвует в общественном самоуправлении общества.
+26.Рассмотрение понятия журналистики как социального института
Соц институт- главн компонент соц структуры,интегрирующ и координирующ множетсво индивидуальн действий людей, упорядочивающ соц отношения в наиболее важн сферах обществ жизни.
Жур-ка существ и функционир как институцианольн образ-ние. С точки зрения институц подхода жур-ка характ по 2 типом анализа:
-структурно-функциональн: жур-ка- разверн иерархич структура,роль ктр сост в интеграции и координации множества индивид действий людей,включ в информац сферу деят-сти. Элементы этой структуры рассматр на 3х уровнях:
1Макроуровень-система каналов СМИ, деят-сть ктр определ соответств законами.Так как по каналам СМИ распр не только журналистская инфо(реклама,кинопродукция), можно говорить о различн содержат-функциональн направ-сти СМИ. Поэтому жур-ки присваивают рекламно-справочн функцию. Представители: учредители, издатели, распространители,действия ктр определ совместными целями и задачами деят-сти. Функции СМИ: распространение не только социально-значим инфо,но и производств-экономич, регулат-управленч, организац-интегративн.
2Мезоуровень:профес журнал-кие ирг-ции: Союз жур-стов,Институт развития прессы,Гильдия судебных репортеров.
Их деят-сть осущ на обществ началах.
Их цель- выработка профес и этич норм деят-сти, защита прав жур-ста
3.Микроуровень-журналистск коллектив,ктр можно рассматр как функцион(отличит черта-четкое распределение ролей и обяз-стей:редактор,зав.отделом) и профессион группу,структр ктр определ ценностями,нормами,представлениями, в ней роли закрепл по профес принципу—лидер мнения,генератор идей,критик
Система соц ролей в жур-ке:
-по жанр специал-ции: хроникер, репортер,очеркист,обозреватель
-по функц обязанностям:редактор,завотделом,спецкор
Институц подход предполаг рассмотрение жур-ки как системы различн учреждений:газетные,журнальные,книжные редакции, агенства,пресс-центры
-содержат-функциональн: его предмет-«внутренне устройство» жур-ки как соц института,а точнее ее соц назначение и функции
Минус дан подхода- жур-ка рассматр не как живое, динамично развивающ явление,а как некое статичн,институц образование,обладающ своей развит структурой.
В журналист обществ институте фиксир отношение заказчика, журналистов, реципиентов к средствам,условиям и результатам журналист деят-тси.
- 1.Информационно-коммуникативн природа жур-ки
- 2.Сущность протожур-ки
- 3.Протожурн-ка в античном обществе
- 4.Информационные центры античного города
- 5.Первые газеты в Европе
- 6.Первые газеты в России
- 7.Мыслители 17-18 вв о роли прессы в обществе.
- 11.Зарождение авторитарной теории прессы в 16-17вв в Англии.
- 13. Философский климат эпохи Просвещения и новая концепция прессы
- 15.Основные принципы деятельности прессы при демократическаой форме правления
- 21.Различия между философскими взглядами Маркса и Милля по поводу роли печати в гос-ве
- 20.Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии 19в. В становлении коммунистической системы журналистики
- 23.Теоритические подходы в рассмотрении журналистики от типа политической системы общества.
- 24Взаимозависимость системы журналистики от типа политической системы общества.
- 25.Социальная роль журналистики как общественной системы.
- 29.Управленческая парадигма трактовки понятия журналистики
- 27.Основные функции журналистики как социального института
- 32Журналистика как специфический способ духовного производства
- 28.Журналистика как 1 из мощнейших идеологических социальных институтов
- 30.Личность журналиста как субстанциональная основа журналистики
- 5 Уровней,характер степень обобщенности методов познания по Гороховому:
- 34Трактовка понятия «журналистская информация»
- 35Основные подходы к анализу массовой информации
- 39.Субъективная сторона журналистской деятельности
- 41.Основные характеристики продукции журналистской деятельности
- 42.Журналистика как массово-информационная деятельность
- 43.Виды журналистской деятельности: познавательная, информационная, просветительская, воспитательная, коммуникативная,творческая,редакторская,организационная,техническая
- 44Идейно-теоретические концепции свободы печати
- 45.Понятие «функция» в журналистике
- 46Разность концептуальных подходов в определении функций журналистики
- 2 С позиции гносеологии:
- 47.Системный подход в определении функций журналистики
- 48Социально-ролевая характеристика журналистики
- 18 Общественно мнение как средство контроля над сми
- 20Марксистко-ленинско-сталинское учение
- 22 Система партийного контроля сми в советскую эпоху
- 37 Техническая и технологическая база информационных процессов
- 41 Основные характеристики продукции журналистской деят-ти
- 43. Виды журналистской дея-ти
- 44 Идейно - теоретические концепции свободы печати