Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
Очерк — это один из главнейших и трудных жанров художественной публицистики, одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.
Особенность его заключается в соединении двух составляющих: художественной и аналитической. Автору очерка важно не просто исследовать свой предмет, а художественно его осмыслить, наглядно-образными средствами подчеркнуть проблемность ситуации, на частном случае показать общее. Именно художественностъ очерка — необходимое условие его действенности.
В наши дни встретить данный жанр на страницах прессы — это большая удача. Очерк обладает удивительной публицистической силой, ведь не случайно еще «неистовый репортер» Эгон Киш называл его «опасным жанром литературы».
Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.
Разумеется, при подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.
Но даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения не помогут, если замысел и структура текста выстроены нечетко.
Во-первых, важная характеристика текстов данного жанра —- документализм. Очеркист стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен очеркисту. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.
Во-вторых, предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.
В-третьих, данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.
В-четвертых, огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный.
Особое внимание следует уделять языку.
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле, а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего. В очерке гораздо большее значение, чем например в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал.
По предмету отображения сегодня исследователи различают портретный, проблемный и путевой очерк. Тематика тоже может стать категорией для выделения разновидностей очерка: социальный, производственный, экономический и т.д.
Портретный очерк.
Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли.
Проблемный очерк.
Проблемный очерк включает в себя ряд подвидов: экономический, социологический, философский, экологический, судебный, полемический и другие. Здесь в роли публициста выступает специалист в определенной области. Предметом его исследования и художественно-публицистического отражения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в конкретный текущий момент.
Путевой очерк.
Его особенности заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно. Путешествуя, публицист всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события, отражая их через призму индивидуальных наблюдений.
Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста
Одним из эффективных методов построения очерка является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления. Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации представляли единое целое, подчинялись единой цели - разработке темы, избранной очеркистом. Вместе с тем, только полностью изучив материал, факты, обстоятельства, людей, можно окончательно решить, какой поворот придать очерку, какую проблему выдвинуть в нем. Ведь композиция жанра требует непременного соединения, столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики