logo search
1 030602 Теория и практика массовой информации

Жанровые разновидности журналистского текста.

Вопросы.

1. Жанры публицистики в СМИ.

2. Жанры информационной публицистики.

3. Жанры аналитической публицистики.

4. Жанры художественной публицистики.

1. Литературная основа журналистского произведения укладывается в некие формы. Форма - это выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций можно рассматривать наиболее формализованные признаки журналистского творчества.

Можно указать следующие виды журналистской деятельности: информационная публицистика, аналитическая публицистика, художественная публицистика.

Наиболее существенным признаком следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, констатирует; аналитическая публицистика осмысливает; художественное творчество типизирует.

В свою очередь каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды и жанры. Журналистика не только творчество, но и сфера политической деятельности. Прямая или скрытая политическая детерминированность обусловлена интересами реальных владельцев СМИ. Ими могут быть и государство, и партия, финансовая группа или даже отдельная личность. Проявляется такая зависимость в программной политике, в перспективном и текущем планировании, в верстке реальной каждодневной программы или издания. Но журнал, газета, радио, программа телевидения -это некая целостная содержательная форма, которая как мозаичное панно, складывается как из отдельных, так и целостных фрагментов. Каждый из них выполняет свою функцию, каждый наделен определенными признаками и качествами, иначе говоря, принадлежит к тому или иному жанру.

Под жанром мы будем понимать исторически определившейся тип отображения реальной действительности, обладающей рядом относительно устойчивых признаков. Все разнообразие прессы, радио, ТВ можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество жанров, что важно для теории и практики журналистики.

Сама теория жанров отличается сложностью, находится в постоянном развитии, видоизменяется вместе с практикой.

Жанр - категория историческая. Системы жанров могут служить индикатором эпохи. Как отмечают исследователи истории журналистики, во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, оценочные, назидательные. И напротив, господство репортажа демонстрирует пору свободы слова.

Как мы уже отмечали, публицистика (от лат. Publicus - общественный, народный) - род произведений, посвященных актуальным проблемам и событиям текущей жизни; играет важную роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в разных формах: словесной (письменной и устной), графически-изобразительной (плакат, карикатура), фото - и кинемато (видео) графической (документальное кино и телевидение), театрально-драматической и др. Основополагающие признаки здесь - актуальность тематики и масштаб осмысления конкретных проблем.

Есть мнение, что журналистику можно разделить на две части: на .информацию (объект которой - единичный факт, конкретное событие, а метод - по преимуществу констатация совершившегося) и публицистику (объект которой - группа причинно связанных фактов, тенденции в жизни общества, а метод - исследование, анализ, авторская оценка). Информация призвана отвечать на вопросы: что? когда? где? А публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты становятся еще и средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

Репортаж, путевые очерки, беседы с известными деятелями, журналистские расследования, хроника полевых работ, беседа юриста, толкующего новое законодательство, зарисовка о выставке талантливого художника - все это публицистика, созданная журналистами. Главным, определяющим признаком публицистичности здесь служит обращенность сразу ко множеству людей (публичность).

По все эти публикации неодинаковы по форме и по методам их создания, по особенностям журналистской работы. Иначе говоря, они выполнены в разных жанрах.

В общей теории журналистики проблема деления публицистических сообщений на жанры рассматривается, во-первых, по своеобразию предмета (объекта) познания, отображения; во-вторых, по познавательно-воспитательным задачам; в-третьих, по широте освещения действительности, т.е. масштабу выводов и обобщений; наконец, в-четвертых, по своим выразительно-изобразительным средствам.

Разумеется, определение жанра произведения происходит не по одному какому-либо признаку, но по всей их совокупности. При этом следует помнить, что для жанров публицистики (информационных, аналитических и художественных) непременное, самоочевидное условие существования всегда, во всех без исключения случаях - документальность, невымышленность, фактичность материала.

Говоря о системе жанров публицистики, мы различаем три основных принципа подхода к изображению реальности, закрепленных соответственно в композиционной организации материалов СМИ.

Во-первых, группа жанров, выражающих стремление к простой фиксации реальности. Здесь автор идет за конкретным событием, явлением. Композиция таких материалов, их организация диктуются самим строением происходящего события. Это относится к жанрам информационной публицистики.

Во-вторых, тип сообщений, в которых автор анализирует реальные факты, явления в соответствии со всей творческой задачей. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, но от замысла автора. Это жанры аналитической публицистики.

Наконец, в-третьих, сообщения, композиция которых зависит от образной системы, предложенной автором. При сохранении документальности материала автор пользуется средствами художественной выразительности. Такие сообщения относятся к жанрам художественной публицистики. Определяющим здесь является наличие образа, а сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение. Можно сказать, что очерк, эссе, зарисовка есть результат художественной организации фактического материала, тогда как аналитические жанры (комментарий, обзор, корреспонденция) не претендуют на образность, ограничиваясь анализом фактов, событий, явлений.

Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего через индивидуальное, отдельное. Достигая полноты обобщения, выявляя характерное, художественная публицистика использует образное отражение реальности, причем образ этот создается из невымышленного, фактического материала.

В журналистской практике на выбор жанра влияет не только характер изображаемого объекта, но и место будущего материала в структуре прессы, радио, ТВ, т.е. реальная производственная задача.

Два журналиста могут быть направлены на один и тот же объект - на завод, в универмаг или университет. Однако один из них делает "сюжет" Для информационной программы, а другой - очерк. Понятно, что исходная направленность работы, сам характер журналистского поиска у этих двух коллег будут различны.

2. Информацию можно найти практически в любой газете, на радио, ТВ. Основная задача информационного жанра - сообщить важный факт, поведать об интересном событии. Главная черта - новизна и краткость. За частным фактом видеть явление; что, где, когда произошло, кто главные участники события, какое значение имеет данный факт или явление. Главная ценность в точности, полноте, достоверности.

Заметка - информационный жанр журналистики, представляющий из себя краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют хроникальным сообщением. Хроника - это запись исторических событий в хронологической последовательности.

В этом жанре может быть представлено устное, письменное, изобразительное сообщение. В документальном кинематографе заметку называют репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Новость одним предложением сообщает, кто, что, где и когда сделал, совершил. Этот журналистский жанр не дает ответа на вопросы: как? и почему? Если новость того заслуживает, она будет прокомментирована, проанализирована, получит должную оценку, но для этого существуют другие жанры, используемые, как правило, в других передачах. При написании текста следует учитывать отличие устной речи от письменной. Даже официальные материалы можно "очеловечить", сделать их не такими казенными, сухими. Для этого избегают длинных предложений, канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии.

Зарисовка - все реже встречающийся в прессе жанр. В зарисовке автор коротко, живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передает свои наблюдения, описывает с элементами художественности обстановку, в которой происходит событие, явление.

Виды зарисовки: событийная, портретная, пейзажная. Задача жанра - зарисовать как бы эскиз, а не создавать широкое полотно (что свойственно уже очерку, репортажу).

Интервью (от лат. Intervieu - встреча, беседа) - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Интервью - это обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.

Ключевым жанром публицистики интервью становится в двадцатом веке, в период бурного развития периодической печати, когда диалог приобретает широкое распространение в качестве способа получения общественно значимой информации из первоисточника (от ее носителя). Радио раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в него третью сторону - аудиторию, ставшую реальным слушателем этого диалога. Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством - зрелищностью.

Интервью - это совместное творчество. Успех его во многом зависит от ведущего. В своих вопросах собеседнику журналист как бы предвосхищает то, что хотели бы спросить сами читатели, радиослушатели, телезрители. А для этого интервьюер должен подготовиться к беседе: наметить предварительный перечень вопросов на основе знакомства с досье, с предыдущими высказываниями собеседника.

Правила формулирования вопросов в социологических исследованиях можно рассматривать как общую методико-техническую основу для журналиста-интервьюера.

Вот некоторые из них: задавая вопрос, нужно избегать многозначных понятий; основные вопросы следует формулировать в лаконичной форме, т.е. длинный вопрос интервьюер может не запомнить и в результате ответить на часть вопроса; вопрос лучше формулировать, не называя альтернативы, чтобы собеседнику не надо было ограничиваться лишь выбором между двумя вариантами ответа.

Сами вопросы некоторые специалисты делят на контактные, адресные, программные. Что имеется в виду? Прежде всего собеседникам надо войти в контакт, познакомиться друг с другом. Адресные (или анкетные) вопросы позволят журналисту выяснить биографические данные собеседника, узнать о нем то, что пригодится в сообщении. Эта часть беседы ни в коем случае не должна превращаться в своеобразный допрос. При сухом перечислении анкетных данных может возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто развеять. Программные вопросы -это уже разговор по теме интервью. Однако следует избегать дублирования вопросов, намеченных для беседы в эфире.

Используют жанр интервью только тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает общественную кампанию. Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:

1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь;

2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;

3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома и на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.

Виды интервью можно классифицировать следующим образом: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-полилог, блиц-опрос.

Интервью-монолог. Автор задает один вопрос собеседнику, и тот подробно на него отвечает.

Интервью-диалог. Это беседа в форме вопросов и ответов.

Интервью коллективное (полилог). Его особенность в том, что в беседу включается группа лиц, располагающая дополнительными сведениями по обсуждаемому вопросу.

Блиц-опрос. Он проводится с целью узнать коллективное мнение по какому-либо важному конкретному вопросу.

Перед публикацией полученного интервью автор должен показать текст собеседнику для уточнения данных.