Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
Некоторые понятия, якобы «синонимичные» понятию «журналистика», относятся лишь к отдельным элементам системы журналистики. К ним относится такое понятие как СМИ, которые часто называют журналистику .
Средства массовой информации – это специализированные носители массовой информации (газеты, журналы, программы радио, телевидения и др.), предназначенные для распространения социально значимой информации неопределенной массовой аудитории на широком информационном пространстве. СМИ выступают и как технические «усилители», делая журналистскую информацию массовой и максимально доступной для аудитории во времени и пространстве. Отождествление СМИ с журналистикой как системой массовой коммуникации неправомерно, так как носители и каналы распространения массовой информации являются лишь одним из элементов этой системы.
Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств передачи информации. Это пресса, радио, телевидение, иногда к ним относят и Интернет. Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций в журналистике на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся прежде всего в способах фиксации и передачи информации.
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем без помощи каких-либо дополнительных средств. Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.
-
Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений номера, что позволяет получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации, составить общее впечатление о содержании выпуска.
-
Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления вернуться к материалу для более внимательного его изучения в более удобное время в удобном месте.
Все это возможно, так как печатные издания автономны благодаря способу фиксации. Их легко иметь «при ебе» и неоднократно возвращаться к прочтению в удобное время.
Однако у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим СМИ. Если телевидение и радио способны передавать информацию оперативно, то этого не скажешь о печати. Частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного до ежегодного. Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией,несколько раз в сутки, но это сопряжено с многочисленными трудностями и все равно не позволяет прессе сравняться по оперативности с радио и телевидением. Таким образом, пресса неизбежно проигрывает в оперативности информирования. Повышает ее оперативность создание интернет-изданий.
Нельзя не учитывать и то, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать все преимущества печатных СМИ: высокий уровень аналитичности информации,; организованность газетных и журнальных подборок и страниц в соответствии с определенными правилами; систему подбора шрифтов, размещения материалов по значимости и др.
И позитивные, и негативные свойства печати зависят от природы этого носителя информации. Журналист, работающий в прессе, должен опираться на достаточно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; фиксированность на бумаге позволяет разнообразить режим «снятия» информации. Издание газет и др. печатных СМИ редставляет множество подходов и решений в отношении тиража, объема, оформления. Задача журналиста – научиться правильно их использовать.
Вторым по времени появления является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является передача информации исключительно через звук. Радиосвязь имеет ряд преимуществ:
-
Позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния. Отсюда возможность при необходимости такой оперативности, когда сообщение поступает в момент совершения события, чего невозможно добиться в прессе.
-
Если первоначально радио было способно транслировать только голосовые сообщения, то теперь стала возможной передача звуков всех типов – речи, музыки, щумов. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную «звуковую картину» мира.
-
Характерным для радио является вневизуальность. Этот на первый взгяд недостаток радио на самом деле позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет две возможности звукового восприятия:
1). «Чистый» звук воспринимается наиболее полно и глубоко, слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни. Это важно, например, при прослушивании концерта.
2). Активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мыслительного образа (радиотеатр, радиомемуары, чтение книг).
Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства.
-
Радиовещание в определенном смысле «ринудительно»: передачу нужно слушать в определенное время, невозможно отложить прослушивание на удобное время.
-
При прослушивании радио негативно сказывается то обстоятельство, что при восприятии предач задействованы только слуховые рецепторы, что позволяет заниматься одновременно любой деятельностью, где преимущественно заняты руки и зрение. Прослушивание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано спотерями информации. Приходится увеличивать время для развлекательных передач.
Телевидение вощло в жизнь в 30-х годах и стало равноправным участником «триумвирата» СМИ в 60-х годах XX века.
Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал одновременно несет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи выступает ка кинематографический образ или в форме фотокадра, схемы, графика и т.д.
Как и на радио,ю на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий. Преимущество такой передачи, идущей в эфир прямо с места события, в большем «эффекте присутствия», чем на радио.
Для журналиста важно учитывать особенности восприятия программ аудиторией. Ведь у экрана собирается обычно небольшая, чаще всего семейная, группа людей, причем обращаются к телепередачам чаще в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Здесь требуется умение обращаться одновременно и к массовой аудитории, и к малой группе людей, и к отдельной личности.
Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, что требует от журналистов умения сочетать информацирнную насыщенность с высркм уровнем увлекательности, со способностью вписать передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню.
Также, ка и у радио, принудительность телепрограмм требует особенно тщательног подхода к составлению программ. К этим СМИ в последние десятилетие присоединяется активно развивающийся 4=й тип каналов инфорации – Интернет,ю в которой значительное место, наряду со специальной, занимает массовая информация, Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ.
При обращении читателя к прессе на первом месте оказывается стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем – желание почерпнуть какую-либо полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио прежде всего удовлетворяет стремление получить оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио. Разница лишь в том, что на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план.
Для массовой аудитории значение информации, поступающей через Интернет, постоянно возрастает. Невозможность контроля за Интернетом приводит к засорению его пустой, непроверенной, а часто и вредной информацией.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми