logo search
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

14. Взаимодействие общечеловеческого и группового в формировании социальной позиции.

Каждый конкретный индивидуум включен в человечество как носитель определенных групповых черт. Не существует «человека вообще»,есть личность (журналиста, или того, о ком он пишет, или того, к кому обра­щается), объективно включенная в большую совокупность групп. Каждый человек относится к определенному классу, нации, региону, стране; ему свойственны возрастные, половые, профессиональные, образовательные и другие признаки. А у каждой группы в связи с местом, какое она занимает в жизни общества, и характером отношений с другими группами формируют­ся свои, групповые интересы и ценности, а потому и своеобразные интер­претации общепринятых, казалось бы, идей («справедливости», «равенст­ва», «добра» и проч.).

Журналист и сам включен в жизнь и в свою профессиональную деятель­ность как носитель черт определенных социальных групп и в соответствии с этим выступает защитником интересов и ценностей тех или иных групп. И эта социальная позиция на сторо­не конкретной социальной группы не только не предосудительна, но, реали­зуемая без нарушения закона, общественно необходима и благородна, ибо в ее основе лежит забота о человеке, хотя и в его частном статусе.

Общечеловеческое и частногрупповое внутренне взаимосвязаны, взаимодополнительны, поэтому чрезвычайно важно для каждого журналиста понять соотношение личного, социально-группового и общечеловеческого в их сложных связях и отношениях. Личность невозможна вне обще­ства, причем в человечество она включается не непосредственно, а через принадлежность ко множеству групп. При этом компромисс между группами на базе общечеловеческих гуманистических ценностей можно найти, только «отсекая» узкоэгоистические претензии и поползновения групп. .

Конечно, реальность конкретной ситуации (например, жизнь безра­ботного) или положение в системе общественных отношений (допустим, отношений «хозяин — работник») отражаются на характере осознания и формах реализации этих всеобщих норм. Но законодательство, право, эти­ческие нормы, принятые в обществе как всеобщие, ограничивают возмож­ные отклонения. А журналистика (и другие формы воспитывающего воз­действия) способствует общему признанию и утверждению этих норм.

В значительной мере иначе обстоит дело с осознанием людьми своей общечеловеческой сущности в связи с «частными» интересами, определен­ными принадлежностью к той или иной группе - классовой, национальной, религиозной, профессиональной, региональной, возрастной и т.д. В этой ситуации общечеловеческие ценности и нормы («справедливость», «равен­ство», «свобода», «совестливость», «законопослушность» и т.д. и т.п.) со­храняются (хотя некоторые люди могут отказываться от их соблюдения), но приобретают особый характер осмысления, «окраску», жестко диктуемую объективным положением группы в системе общественных отношений.

Общечеловеческая идея справедливости имеет различные значения и смысловое наполнение для различных групп. В ус­ловиях, когда «победа» одной группы грозит бедами человечеству, надо, отсекая крайние эгоистические поползновения, находить способ согласо­вания интересов всех групп.

Таким образом, соотношение общечеловеческого и группового не поддается анализу с точки зрения выбора «или общее — или частное», а носит более сложный, диалектический характер. А конкретный человек как индивидуальность - единица человечества - объективно включен во множество составляющих его групп со всем сложным характером их цен­ностей. При этом объективное положение вещей каким-то образом (полно или частично, системно или разорванно, верно или неверно) осознается личностью, и в связи с этим осознанием формируется ее со­циальная позиция. В ней в индивидуальной форме реализуется диалек­тика общечеловеческого и частногруппового.