logo search
1 030602 Теория и практика массовой информации

Система методов журналистского творчества

Вопросы.

1. Методологическая культура журналиста.

2. Методы редактирования в прессе, на ТВ, радио.

3. Методы репортерской деятельности.

4. Методы комментирования в журналистике.

5. Методы интервьюирования .

6. Другие методы журналистики.

1. Методы журналистского творчества соотносимы, с одной стороны, со всеобщим диалектическим и общенаучным методом, а с другой, -с системой специальножурналистских и частнодисциплинарных журналистских методов практической журналистики.

В самом широком смысле понятие "метод" используется для обозначения правильного, рационального способа деятельности (материально-предметной или теоретической), направленной на решение поставленной задачи, на достижение заданной цели.

Теория журналистского творчества отвечает на вопрос, что есть журналистское произведение и с какой целью оно изучается. Содержательная конструкция метода должна показать, каким способом исследователь может прийти к ответу на эти вопросы. Однако в литературе еще нет устоявшейся точки зрения на специально журналистские методы теоретического и практического познания.

Наиболее распространенной точкой зрения стало представление о методологической культуре современного журналиста. Она складывается по меньшей мере из четырех областей знаний и умений, которые находятся в органической связи между собой. Это - общая методология социального познания, общая журналистская методология, методология получения эмпирических данных и методологические основы интерпретации полученных данных.

Общая методология социального познания. Ее ядро - социальная философия, которой придерживается журналист, т.е. система представлений о законах, на основе которых функционирует и развивается общество. К общей методологии относятся также владение материалом конкретных общественных наук: экономическими учениями, политологией, теорией управления, юриспруденцией, этикой, религиоведением и др.

Журналист не может обойтись без ориентации в области теории познания, логики, социологии и социальной психологии, истории, литературы и искусства. Специализируясь в какой-то конкретной области, ему необходимо обратиться к соответствующим научным дисциплинам. Отсутствие необходимых знаний или неумение ими пользоваться в творческо-познавательной деятельности лишает творчество журналиста фундаментальных ориентиров, ведет к поверхностному подходу к явлениям жизни.

Вторая составляющая методологической культуры журналиста - общая журналистская методология. Сюда относится вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной деятельности, используемых в процессе творчества, любые знания о журналистике - от сущности массовой информации и ее функций - до законов творческой деятельности.

Третья область методологической культуры - методы получения эмпирических данных, сбора фактов. В совокупность этих методов входят знания и умения в сфере организации наблюдения, проведения опросов (интервьюирование, анкетирование), изучение документов(официальных, личных), проведение в случае необходимости эксперимента (реального, модельного, мысленного). В рамках владения методами сбора информации находятся также умение работать в архивах и библиотеках, вести досье и записные книжки, документировать полученные данные, чтобы иметь достаточную уверенность при публикации фактов.

Фактом являются не любые сведения, полученные журналистом. Фактом можно назвать, во-первых, такие сведения, которые отражают действительно свершившееся и допускают проверки (верификацию). При этом важно различать документально подтвержденные сведения (завизированный текст интервью, должным образом сделанная копия документа, точная отсылка на книгу или статью и т.д.) и факты типа "как стало известно из заслуживающих доверия источников". Оперирование такими сведениями (как и данными, полученными в реально состоявшихся беседах, но, не зафиксированными документально) требует специальных оговорок.

Во-вторых, фактором обычно называют существенные, значимые, играющие важную роль события, заявления, поступки. Вопрос о характерности факта прямо связан с социальной позицией и методологическими подходами журналиста: неверная методологическая база ведет к неверным подходам к сбору и оценке полученных сведений, неверное мышление - фабрикации ложных фактов.

Наконец, четвертая сфера методологической культуры - методы интерпретации оценки и объяснение полученных фактов, выработки выводов

и рекомендаций, формирование общей концепции и реального содержания будущего произведения. Методы интерпретации позволяют "собрать" полученные факты в целостную картину явления, установить взаимоотношения между отдельными ситуациями и охарактеризовать роль и значение каждой из них, аргументирование высказывать свою оценку и сделать выводы в соответствии с действительной природой