Любовь в плену
...Прилуки. Железнодорожный вокзал провинциального города. Люди ждут поезда - кое-кто спокойно, кое-кто нервозно. Молодой модно одетый парень с цветами смотрит на ручные часы. Сверяет их с теми, что на вокзале.
...Привокзальный буфет. Чернявый скромно одетый маленький старичок с мольбертом заказывает чай. Садится на стульчик возле грязного стола. (Это наш герой).
...Общая атмосфера ожидания на платформе.
Голос диктора: Сколько вы можете ждать встречи с любимой? День, месяц, год? Верить, что она все еще отвечает на ваши чувства. Надеяться, что она осталась такой же, какой вы ее полюбили. Упрямо натягивать невидимую нить, которая связывает двух людей, и не рвать ее. Прощать любимой, когда она не пишет вам месяц. А год? А потом получить известие, что она вышла замуж за другого. Но все еще ждать встречи, любить, молиться за нее.
Андрей Иванович Буренко ждал долгие одиннадцать лет встречи со своей Галиной.
...Старик, которого мы видели на вокзале, выходит из дверей и садится в электричку на Нежин. Поезд трогается. Андрей Иванович начинает рассказывать.
~ Мы познакомились в апреле 42-го года. Я к сестре приехал в Свердловск Луганской области, а она там жила. Мы в одном Доме оказались - я с сестрой и ее двумя маленькими детьми, а °на с мамой. Ну как мы полюбили друг друга? Мы же детьми были - мне 16, ей 15. Давно это было...
56
57
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
.. .Улицы Прилук. Окно в доме Буренко. Через окно мы видим старую женщину, которая просто сидит. Эта выглядит неестественно - ведь женщины всегда чем-то заняты. Видим комнату изнутри. Мы пока не говорим зрителям, что эта женщина слепа.
За кадром она рассказывает:
- Немцы все-таки взяли Свердловск, и мы прятались в тран шеях. В тех, что ребята рыли за городом, чтобы немцев остано вить. Весь день мы сидели в ямах, а к ночи выходили искать еду. Однажды к нам пришел полицай - я его знала, с ним в одной школе училась - и сказал, что мы обязаны зарегистриро ваться на немецкой бирже труда.
...В электричке продают газеты. Андрей Иванович ищет в карманах деньги, покупает одну.
- Всегда внимательно следил за печатью, если денег хватало. Знаете, я не только читать люблю, я и стихи пишу. А еще в мо лодости писал драмы - ну не писал, переделывал, так сказать, делал их более современными...
...За окном пейзаж чем-то напоминает военный - посреди поля лежат брошенные изувеченные обломки тракторов или какой-то другой сельхозтехники. Идет встречный поезд, который, как кажется, мчится чрезвычайно быстро. Он еще более ускоряется и превращается в поезд из старой хроники, на котором везли остарбайтеров...
Любой сценарист и режиссер, работая над сценарием, постоянно ищет действия. Сценарий это не только слова и рассуждения. Даже в этом фильме, где монологи-исповеди двух главных героев составляют основу повествования, авторы стараются найти динамичный, действенный материал. Проще всего посадить человека в комнате и задавать ему вопросы, снимая все с одной точки. Но это малоинтересно. Герой фильма - пожилой человек, пенсионер, увлекается живописью. Со своим маленьким этюдником он регулярно отправляется на натуру. Авторы отправятся вместе с ним. Тут, на вокзале, по дороге на этюды мы его и встречаем. Его жена - второй герой картины - недав-
Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий
но ослепла и работ своего супруга так никогда и не увидит. Ее постоянное место в доме - у окна. Поездка в электричке, проносящиеся мимо Андрея Ивановича пейзажи легко переносят его и нас в прошлое.
В этом сценарии есть и закадровый дикторский текст. Он уже намечен автором. Окончательный вариант текста пишется тогда, когда фильм снят и смонтирован. Намечены в сценарии и темы синхронных интервью. Они, разумеется, тоже претерпят изменения, но на стадии сценария дают определенные ориентиры авторам.
Когда созрел авторский замысел, начинается предварительная работа над композицией фильма.
Как будет развиваться основная тема? Как наиболее выигрышно и эффектно разместить материал? Как заинтересовать зрителей? Как вообще строить свой рассказ?
Очень важно найти интересный, необычный прием изложения и в соответствии с ним распределить материал.
Это называется найти сценарный ход.
Громкий успех давнего документального фильма «Подвиг» (сценарист - Владимир Артамонов, режиссер - Феликс Соболев) во многом был вызван удачным сценарным ходом. В то время вышли в свет мемуары маршала Георгия Жукова. В книге среди прочих была помещена фотография неизвестного солдата-минометчика. Уже немолодой крестьянин смотрел с этого фото на зрителей. И произошло неожиданное. В издательство пришли сотни писем: самые разные читатели узнавали в этом портрете своих пропавших без вести или погибших на войне мужей, отцов, братьев... Эти письма, в которых каждый узнавал в солдате своего родственника и умолял сообщить о дате и месте съемки (а параллельно рассказывал его историю), это страстное желание людей во что бы то ни стало найти своих близких и стали сценарным ходом очень человечного и трогательного фильма.
Детективная история о том, не является ли изображение человека на одной из работ Леонардо да Винчи его собственным автопортретом, стало сценарным ходом фильма Бориса Загряжского «Компьютер и загадка Леонардо». На эту историю
58
59
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
были нанизаны и многие другие эпизоды, рассказывающие о достижениях и проблемах кибернетики.
Однако не каждый сценарный ход бывает удачным.
Неточный и неубедительный сценарный ход может попросту разрушить и убить произведение. Например, один старый научно-познавательный фильм об астрономии был выстроен следующим образом. Двое влюбленных отправляются на мотоцикле куда-то в поля. Наступает вечер. Парочка, взявшись за руки и не сводя глаз друг с друга, сидит у костра, потом оказывается у стога сена. Над влюбленными ночное звездное небо. Девушка невзначай бросает какую-то фразу о красоте звезд. И вот тут-то парень устраивает своей подруге двадцатиминутную научно-популярную лекцию об устройстве нашей Вселенной. Что, собственно, и входило в главные авторские намерения -фильм-то познавательный! Девушка на экране безропотно слушает эту нудную и, мягко говоря, неуместную в данной ситуации лекцию. После чего парень и девушка садятся на мотоцикл и уезжают назад, в город. А зрители откровенно потешаются как над этим астрономом-любителем, так и над наивными авторами.
Много споров велось и ведется поныне о сюжете в документальном кино.
Выдающийся исследователь культуры Юрий Лотман в своих трудах много места уделял изучению сюжета в кино.
В книге «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» он писал:
«Все существующие в истории человеческой культуры тексты — художественные и нехудожественные - делятся на две группы: одна как бы отвечает на вопрос «что это такое?» (или «как это устроено?»), а вторая - «как это случилось?» (каким образом это произошло?»). Первые тексты мы будем называть бессюжетными, вторые сюжетными. С этой точки зрения, бессюжетные тексты утверждают некоторый порядок, регулярность, классификацию. Они будут вскрывать структуру жизни на каком-либо уровне ее организации - будь то учебник по квантовой механике, правила уличного движения, расписание поездов, описание иерархии богов античного Олимпа или атлас
Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий
небесных светил. Эти тексты по природе своей статичны... Сюжетные тексты всегда представляют собой «случай», происшествие (не случайно определение сюжетного текста «новелла» происходит от слова «новость») - то, чего до сих пор не бывало или же не должно было быть.
Сюжетный текст - борьба между некоторым порядком, классификацией, моделью мира и их нарушением. Один пласт такой структуры строится на невозможности нарушения, а другой -на невозможности ненарушения установленной системы...
Структура мира предстает перед героем как система запретов, иерархия границ, переход через которые невозможен. Это может быть черта, отделяющая «дом» от «леса» в волшебной сказке, живых от мертвых - в мифе, мир Монтекки и мир Ка-пулетти, знать и простонародье, богатство и нищету. Герои, закрепленные за каким-либо из этих миров, в сюжетном отношении неподвижны. Им противостоит (чаще всего один) динамический герой, обладающий способностью преодолевать границу, пересечение которой для остальных героев немыслимо: живой, он спускается в царство теней, простолюдин — влюбляется в дворянку, бедняк - добивается богатства. Именно пересечение границы запрета составляет значимый элемент в поведении персонажа, то есть событие. Поскольку разделение сюжетного пространства на две части одной границей является лишь наиболее элементарным видом членения (гораздо чаще мы имеем дело с иерархией запретов разной значимости и ценности), то и пересечение границ-запретов, как правило, будет реализовываться не как однократный акт - событие, а в виде цепочки событий - сюжета»14
Думаю, что эти размышления Юрия Лотмана дают толчок к пониманию того, на чем могут строиться сюжеты документального фильма. Много лет назад один из влиятельных теоретиков призывал документалистов не заниматься ерундой и оставить сюжеты игровому кино. Сюжет в документальном фильме, мол, невозможен, и все дискуссии по этому поводу от лукавого. Но, как выяснилось, сюжеты прекрасно чувствуют себя в документалистике. И чем сюжет интереснее, тем больше захватывает зрителей картина (есть и здесь, разумеется, исключения, но об этом далее).
60
61
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Вот, например, фильм российского режиссера Натальи Ивановой «Розы для синьоры Раисы», о котором мы уже вспоминали. Он выстроен по всем законам драматургии. В нем есть увлекательный и трогательный сюжет. Есть, согласно всем правилам и канонам драматургии, завязка, развитие действия, перипетии, кульминация и развязка.
Фильм начинается с интригующей завязки. Михаил Горбачев с супругой Раисой после падения Берлинской стены прибывают с визитом в Италию. Их встречают толпы восторженных итальянцев. Проходя мимо, Раиса Максимовна случайно заметила мужчину с плакатом в руках, написанным по-русски: «Помогите мне найти мою маму!» Раиса Максимовна расспросила этого человека по имени Марио. И перед ней (и перед зрителями, естественно!) развернулась такая история...
Вторая мировая война связала судьбы итальянца Марио и украинской девушки Кати. Марио отказался служить в армии и воевать за Рейх. За это он попал в немецкий плен. Катя Ха-нина вместе со многими соотечественниками попала в Германию как остарбайтер. В немецком трудовом лагере они встретились и полюбили друг друга. В Лихтенберге у них родился сын Стефано. Их приютила немка фрау Менцель. Война окончилась. Пришли союзники. Германия была разделена на зоны оккупации. Марио отправили в Италию. Он принялся готовить документы для заключения брака с Катей, но произошло неожиданное. Екатерину Ханину в сопровождении работников НКВД срочно депортируют в СССР. Там, в лагерях, она проведет десять лет. Сын остался в немецком приюте. Фрау Менцель каким-то чудом с воинским эшелоном удается отправить ребенка к отцу в Италию. К ноге ребенка была привязана бирка с его именем, фамилией и фотографией. Прошло много лет. Марио женился. Маленький Стефано считал бабушку своей мамой. Марио ждал, пока ребенок вырастет, чтобы рассказать ему правду. Когда Стефано вырос, он начал разыскивать свою мать через Красный Крест, обращаясь к властям Германии, СССР, -и все без толку. Из Германии пришло известие, что жива фрау Менцель. Но перед самым приездом Марио она скончалась. Так оборвалась последняя нить. Раиса Максимовна Горбачева, заметив в толпе Стефано и узнав его историю, немедленно ор-
Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий
ганизовала розыск Екатерины Ханиной. И в считанные дни ее нашли. А дальше события пошли по еще более невероятному пути. К тому времени как Стефано нашел мать, Марио овдовел. И Екатерина жила одна. Сын решил вновь поженить родителей. Ему это удалось. Счастливые молодожены праздновали свадьбу дважды - у Екатерины и в Италии у Марио. В финале фильма супруги темпераментно переругиваются по-итальянски на своей кухне в Сорренто.
Как видно из этого пересказа, сюжет фильма мощный и закрученный. Здесь все: и почти детективные поиски матери, и драматичные повороты судьбы, и не останавливающийся в своих поисках ни перед чем Марио. И добрая фея, которой волею судьбы оказалась жена советского Генерального секретаря.
Чаще всего сюжеты документальных фильмов повествовательные. Именно таковы сюжеты фильмов, о которых мы говорили выше. Но документальными средствами можно реализовать и поэтические сюжеты. Поэтический сюжет требует образно-ассоциативного строя мысли. Именно таковы, например, фильмы режиссеров Артура Пелешяна и Годфри Реджио, о которых мы будем говорить во второй части этой книги. Сценарная работа над каждым эпизодом и кадром в такого рода фильмах требует особой тщательности. Авторы должны следить за тем, чтобы бытовые детали не разрушили ткань повествования особого вида, где почти каждый кадр должен стать образом-символом. Именно к такому типу фильмов относится, например, семиминутная картина «Небо» молодого режиссера Андрея Гулянича. Если смотреть эту работу вполглаза, между Делом, она может показаться странной и непонятной. Какие-то повторяющиеся кадры неба, несущихся облаков, человека, идущего то по городу, то по лесу. А потом и вовсе непонятные вещи: какие-то детали механизмов, механический захват, с помощью которого можно вытащить из коробки приз - игрушку или какую-то безделушку. К чему все это?.. Этот фильм нужно смотреть внимательно, и тогда сразу все встанет на свои места (стихотворения Бродского тоже желательно читать внимательно и вдумчиво, а не одновременно с просмотром футбольного Матча). Оказывается, что фильм, в котором нет ни единого произнесенного или написанного слова, - это поэтический рассказ
62
63
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
о счастье. О том, что оно недостижимо, как небо. К нему можно приближаться, но удержать его очень трудно. Практически невозможно. Иногда небо совсем близко - оно, как туман, опустившийся на землю. И человек входит в этот туман. Но через мгновенье туман рассеивается и небо с облаками вновь уплывает ввысь. А человек остается на земле, среди стандартных домов и унылых пейзажей. Он будет карабкаться в горы. Но до неба так и не доберется. Какой-то сложный и непонятный механизм -механическая рука-захват - будет пытаться вытащить из стеклянного ящика игрушку-приз. Но приз раз за разом будет выскальзывать. Неуклюжие механические усилия бесплодны. И «счастье» снова оказывается неуловимым и недоступным.
Этот фильм похож на стихотворение. Чтобы его прочесть, нужно настроиться на лирическую авторскую волну.
Существуют фильмы, построенные на драматургии мысли.
Ход мысли автора определяет конструкцию такого произведения. Именно так сделан документальный фильм Отара Иоселиани «Маленький монастырь в Тоскане». Этот достаточно длинный по метражу фильм не содержит никаких интервью, в нем нет дикторского текста, и его суть и смысл двумя словами не перескажешь. На первый взгляд, это какие-то почти случайные зарисовки из жизни маленького монастыря, сценки трудовых будней местных монахов. Это и кинонаблюдения за обитателями соседнего городка. Мы увидим крестьян за работой в поле и на винограднике. Увидим какой-то местный праздник. Вот, собственно, и все. Никаких привычных завязок, развязок, кульминаций. Но фильм смотрится с огромным интересом. Дело в том, что внимательный и талантливый автор всем ходом своего фильма постоянно ставит перед собой и зрителями очень серьезные вопросы и стремится на них ответить (повторяю - без единого слова!). Глядя на монастырь и монастырскую жизнь, он искренне пытается понять их суть и смысл. Взгляд автора независимый и искренний. Режиссер выбирает такие эпизоды и монтирует их таким способом, что авторская мысль ощущается постоянно. Причем готовых ответов у автора нет. Он их сам ищет вместе с нами. В начале фильма режиссер экспонирует место действия. Маленький монастырь в старинном городке (или даже деревушке). Трудятся крестьяне. Монахи тем вре-
Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий
менем за стенами монастыря проводят богослужения. Средневековые ритуалы, торжественные песнопения. Такое ощущение, что мы перенеслись лет на пятьсот назад. Монахи в белых одеждах совершают непонятные обряды. Они даже едят не так, как мы. Будто исполняют старинный спектакль. А за воротами монастыря кипит бурная жизнь. Внимательный и ироничный автор-скептик будто провоцирует нас на вопрос: а зачем все это? Чем, собственно, занимаются эти здоровые молодые ребята в белоснежных рясах? Они поют песни. Ходят с молитвенниками туда-сюда. Растягиваются на полу, раскинув руки. Кстати, тут же мы увидим и пожилую усталую прачку, которая стирает все эти белые одежды. Увидим и веселых монахов, беззаботно следующих через виноградник, в котором работают немолодые крестьяне. Юный монах ловит такси. А тем временем усталый старик косит траву у стен монастыря. Вот обедают пожилые крестьяне в тени дерева. Увидим мы и воскресную молитву. Точнее, то, как собираются на службу местные жители. Они чинно идут в храм. Но, похоже, при этом мысли их абсолютно земные. На наших глазах разворачивается парад мод. Местные красавицы щеголяют друг перед другом моднейшими шубками. Женщины ревниво поглядывают друг на друга. Мужчины не сводят с них глаз. Остроумная монтажная фраза: сменяют друг друга ножки модниц в изящных и эффектных туфельках у входа в храм. Заканчивается это крупным планом босых ног. Это голые ноги святого великомученика на живописном полотне - следует панорама по его обнаженной фигуре, и мы оказываемся внутри храма на службе. Кстати, в фильме есть всего один кадр человека, по-настоящему погруженного в молитву. Все остальные прихожане, похоже, просто исполняют какой-то старинный ритуал. Впрочем, без всякого сопротивления и даже с удовольствием. Потом прихожане будут расходиться по узким улочкам и вместо церковных песнопений зазвучат из соседних баров и магазинчиков легкомысленные песенки. Какой смысл в этом походе в храм людей, чьи мысли так далеки от религии и веры? Какой смысл в существовании монахов и самого этого монастыря? Монахи разыгрывают друг перед другом какие-то непонятные для нас церковные действа. Монастырские песнопения режиссер накладывает на кадры городка и ра-
64
65
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
ботающих в поле крестьян. Может быть, все это нужно для того, чтобы придать какой-то смысл этой жизни? Чтобы пробудить в людях высокие чувства? Напомнить о вечном? Но как быстро все это подавляется легкомысленной музычкой из ближайшего бара... Кстати, какой-то крестьянин с косой в руках поет за работой не хуже монахов. И его голос переносится за стены монастыря. Мы слышим его (с помощью режиссера), когда монахи занимаются своими ежедневными службами и молитвами. Так что кто на кого и как влияет - это еще вопрос. Но, может быть, дело в том, что всем людям необходимы традиции, ритуалы? Мы увидим семью местных аристократов. Их поведение может показаться кому-то смешным. Но это люди, несущие в себе, своем облике и поведении традиции. Такие же и их дети. И даже мимолетная сценка за аристократическим обедом - это целый ритуал. Может быть, без всех этих традиций, ритуалов мы будем намного беднее и примитивнее? А то и вовсе одичаем? Должны же хоть в чем-то сохраниться какие-то каноны... Я не буду больше пересказывать содержание фильма. Надеюсь, авторский принцип понятен. Здесь нет и в помине антирелигиозной пропаганды. Но нет здесь и привычного для нас (увы, по множеству современных фильмов) религиозного ханжества, когда авторы, еще вчера свято верившие в победу коммунизма, становятся просто-таки религиозными фанатиками. Отар Иоселиани - свободный и наблюдательный человек - хочет сам разобраться в происходящем вокруг. И думать вместе с ним на предложенном им уровне - огромное удовольствие.
Создавать фильм без более-менее жесткой конструкции, без несущего каркаса - вещь опасная. Не всегда режиссеру удается удержать внимание, фильм может рассыпаться и развалиться на куски.
Мне кажется, что-то подобное случилось с фильмом очень талантливого режиссера Андрея Осипова «Занесенные ветром». Это фильм о жизни маленького ненецкого поселка Шойна. Когда-то здесь кипела жизнь, выходили в море рыбаки, приезжала кинохроника, а сейчас на полузаброшенный поселок наступают пески. И скоро, наверное, он вообще исчезнет с лица земли. Ясно, что тут уже в самом материале заложен мощный и любимый кинодокументалистами извечный конфликт: человек
Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий
- природа. Еще классик документалистики Роберт Флаэрти на заре кинематографа снимал фильмы о борьбе человека с природой («Нанук Севера», «Человек из Арана»). Но достаточно большой фильм российского режиссера довольно быстро начинает хромать драматургически. Уже через пять минут все ясно... и скучно: да, наступают пески, скоро людей здесь не будет... И режиссер, видимо, чувствуя это, вводит еще один драматургический прием. Он членит рассказ на отдельные новеллы: Исход, Свобода, Песнь песней и др. Подобные попытки в документальном кино не редки. Это испытанное средство, к которому нередко прибегают в том случае, если драматургия слабая. Отдельные главки как бы структурируют повествование. Они создают подобие формы. Хочу сразу заметить: гораздо лучше, когда к этому способу прибегают не в пожарном порядке. Если именно так задуман фильм изначально, если именно такое новеллистическое построение обусловлено темой и авторской идеей, тогда оно вполне уместно. Но драматургии данного фильма членение на новеллы не слишком помогает. В самих этих главах, в их названиях и псевдобиблейском тоне есть, на мой взгляд, что-то необязательное и неорганичное для рассказа о ненецком поселке. Режиссер делает еще одну попытку сцементировать свой рассказ. Он вводит сквозной образный кадр, который проходит по всему фильму. Мы время от времени видим, как в каком-то ангаре надувают что-то огромное и непонятное. Режиссер несколько раз показывает это действо, интригуя зрителей. В конце мы увидим разгадку и поймем: это надувается огромный метеорологический зонд. И в финале фильма он будет запущен к небесам. Режиссер делает еще один ход для сцементирования фильма. Он закольцовывает начало и финал. Мы увидим в финале те же самые кадры, с которых картина начиналась. Правда, в начале они были перевернуты вверх ногами. С моей точки зрения, все эти энергичные усилия автора не придали фильму желаемой стройности и цельности. Но для нас сейчас интересны приемы, к которым прибегает режиссер, укрепляя изначально не очень сильную драматургию фильма.
В заключение этой главы вернемся к той резкой критике, которой некоторые режиссеры подвергают саму идею существования сценариев в документальном кино.
66
67
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Слишком долго процесс кинопроизводства выглядел так: сначала автор ездил и знакомился с героями. Потом писал обо всем увиденном сценарий. И наконец, режиссер принимался за экранизацию сценария. Реальная жизнь по ходу этого многоступенчатого процесса последовательно из фильма выветривалась. И часто режиссер экранизировал голую схему, насилуя героев, заставляя их играть то, что записано в сценарии и утверждено всеми инстанциями.
Профессор Сергей Муратов вспоминает о замечательной по своему абсурду старой брошюре, в которой автор приводил в качестве положительного примера сценарий фильма «Рассказ о чабане», и с похвалой отмечал, что из 19 крупных планов, предусмотренных сценаристом, 17 остались в фильме. «Учитывая сравнительно небольшое отступление от сценария... - с удовлетворением заключает автор брошюры, - можно считать, что в фильме сохранены все задуманные автором крупные планы, помогающие раскрыть облик чабана»15
Многие режиссеры сознательно и подсознательно опасаются, что фильмы, снятые по сценарию, ведут к инсценировкам. А это губит документальное кино.
Назвать эти опасения беспочвенными нельзя.
Даже великий мастер, классик и корифей документального кино Роберт Флаэрти временами заставлял своих героев играть. В фильме «Человек из Арана» он поставил от начала и до конца эпизод охоты на «большую рыбу». Так как островитяне почти сто лет не занимались подобной охотой, Флаэрти организовал для них специальное обучение.
Художники более скромных дарований занимались инсценировками еще чаще, правда, с меньшим творческим успехом.
Прославленный режиссер Дзига Вертов на интересующую нас тему писал в статье «О фильме «Одиннадцатый»:
«Да, «Одиннадцатый», как и все фильмы «киноглаза», сделан без сценария. Вы знаете, что, спекулируя на этом отказе от сценария, наши многочисленные оппоненты пытались представить дело так, будто мы вообще являемся противниками плановой работы. Между тем, вопреки существующим представлениям, киноки уделяют предварительному плану гораздо больше труда и внимания, чем это делают работники игровой кинематогра-
Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий
фии. Раньше, чем приступить к работе, чрезвычайно тщательно изучается заданная тема во всех ее проявлениях, изучается литература по данному вопросу, используются все источники, чтобы наиболее ясно представить себе дело. До начала съемки составляются тематический, маршрутный и календарный планы. Чем отличаются эти планы от сценария? Тем, что все это -ПЛАН ДЕЙСТВИЙ КИНОАППАРАТА по выявлению в жизни данной темы, А НЕ ПЛАН ИНСЦЕНИРОВКИ той же темы. Чем отличается план съемки настоящего сражения от плана инсценировки ряда отдельных батальных сцен?.. Примерно в том же состоит и разница между планом «киноглаза» и сценарием художественной кинематографии »16
Эти слова были написаны Дзигой Вертовым в 1928 году.
В опубликованной в 1958 году (через четыре года после смерти режиссера) статье «О любви к живому человеку» Вертов сам себя спрашивал и отвечал:
«Говорят, что вы всегда были принципиальным противником сценария. Так ли это?»
«Не совсем так. Вернее, совсем не так. Я был сторонником почти «железного» сценария для игрового фильма. И в то же время был противником «сценария» для неигрового, то есть неинсцениро-ванного фильма. Считал абсурдом «сценарий неинсценированно-го фильма». Абсурдом не только терминологическим.
Я предлагал более высокий тип плана. Такой организационный и творческий план действий, который обеспечивал бы единство анализа и синтеза производимых кинонаблюдений... Мы добивались одновременности сценарного, съемочного и монтажного процессов с непрерывно идущими наблюдениями»77
Увы, пока предложения и мечты великого кинорежиссера Дзиги Вертова так до конца в жизнь и не воплотились.
Режиссерам не остается ничего иного, как писать.
И не только литературные сценарии, но и режиссерские.
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс