15.Основные принципы деятельности прессы при демократическаой форме правления
СМИ как основные средства массовой коммуникации в демократическом обществе должны быть свободны от прямого вмешательства в их деятельность и при этом должны иметь надёжную защиту от принуждения экономическими методами. Эти своебразные зоны независимости для прессы должны создаваться одновременно как законодательными механизмами, так и текущей политической практикой. При этом этом нет разницы в том, какова форма собственности СМИ – частная или гоусударственная – они должны быть одинаково свободны от любого давления. Играет роль не форма собственности или способ финансирования СМИ, а способность журналистов обеспечивать право граждан на участие в демократическом процессе и принятие решений по общественно-значимым вопросам в соответствии с демократической процедурой.
В демократических странах СМИ - "агент" общества, который присматривает за государством. Его задача следить за чиновниками, чтобы они не злоупотребляли властью, не нарушали права граждан и т.д. Идея транспарентности западных демократий в том и состоит, что государство должно быть максимально открытым для граждан
Другая функция СМИ - быть посредником между партиями и обществом. В устоявшихся демократиях сложилась определенная социальная структура общества. Социальные группы имеют вполне сложившиеся политические ориентации, набор требований к власти. Эти требования они артикулируют посредством партий. Партии, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы постоянно состоять в "диалоге" со своими избирателями. Для этого им нужны СМИ. Западные СМИ партийны не потому, что являются "органом" какой-то партии, а потому что вынуждены следовать ценностным установкам и вкусам своей аудитории. Каждое СМИ имеет определенную социальную нишу и волей-неволей политически окрашено. Борьба партий - это борьба идей, ценностей, различных "картин мира". СМИ транслируют эту борьбу, выступая на стороне той или иной партии опосредованно (т.е. не по-советски "весь советский народ за...", а через ценностные ориентации)
Проблема оппозиционности решается следующим образом. СМИ всегда в оппозиции власти, когда дело касается защиты прав граждан. Если государство их каким-то образом нарушает, то СМИ тут же на это должны реагировать
По политической "повестке дня" СМИ разделяются на провластные и оппозиционные в зависимости от того, какая партия "рулит" страной.
СМИ в демократическом обществе должны быть диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды.
Следовать данному принципу далеко не простоСМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация – своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых
форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией – реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества.
Не допускается использование СМИ для разглашения сведений,
составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну,
призыва к насильственному свержению или изменению существующего
государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и
жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или
нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно
наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом
использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на
их честь и достоинства.
Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.
Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов
общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость,
предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая
политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения
политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор
митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто
эмоциональными приёмами спора и обвинениями.
СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято
рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или
массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и
соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явл
- 1.Информационно-коммуникативн природа жур-ки
- 2.Сущность протожур-ки
- 3.Протожурн-ка в античном обществе
- 4.Информационные центры античного города
- 5.Первые газеты в Европе
- 6.Первые газеты в России
- 7.Мыслители 17-18 вв о роли прессы в обществе.
- 11.Зарождение авторитарной теории прессы в 16-17вв в Англии.
- 13. Философский климат эпохи Просвещения и новая концепция прессы
- 15.Основные принципы деятельности прессы при демократическаой форме правления
- 21.Различия между философскими взглядами Маркса и Милля по поводу роли печати в гос-ве
- 20.Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии 19в. В становлении коммунистической системы журналистики
- 23.Теоритические подходы в рассмотрении журналистики от типа политической системы общества.
- 24Взаимозависимость системы журналистики от типа политической системы общества.
- 25.Социальная роль журналистики как общественной системы.
- 29.Управленческая парадигма трактовки понятия журналистики
- 27.Основные функции журналистики как социального института
- 32Журналистика как специфический способ духовного производства
- 28.Журналистика как 1 из мощнейших идеологических социальных институтов
- 30.Личность журналиста как субстанциональная основа журналистики
- 5 Уровней,характер степень обобщенности методов познания по Гороховому:
- 34Трактовка понятия «журналистская информация»
- 35Основные подходы к анализу массовой информации
- 39.Субъективная сторона журналистской деятельности
- 41.Основные характеристики продукции журналистской деятельности
- 42.Журналистика как массово-информационная деятельность
- 43.Виды журналистской деятельности: познавательная, информационная, просветительская, воспитательная, коммуникативная,творческая,редакторская,организационная,техническая
- 44Идейно-теоретические концепции свободы печати
- 45.Понятие «функция» в журналистике
- 46Разность концептуальных подходов в определении функций журналистики
- 2 С позиции гносеологии:
- 47.Системный подход в определении функций журналистики
- 48Социально-ролевая характеристика журналистики
- 18 Общественно мнение как средство контроля над сми
- 20Марксистко-ленинско-сталинское учение
- 22 Система партийного контроля сми в советскую эпоху
- 37 Техническая и технологическая база информационных процессов
- 41 Основные характеристики продукции журналистской деят-ти
- 43. Виды журналистской дея-ти
- 44 Идейно - теоретические концепции свободы печати