Тема 5. Журналистика как социальный институт в нашей стране, ее взаимодействие с другими социальными институтами.
Понятие социального института. Виды социальных институтов. Особенности журналистики как социального института. Становление журналистики как социального института в 20 веке: развитие системы СМИ, формирование важнейших социальных функций журналистики и др. Взаимодействие с другими социальными институтами, виды отношений.
Положение журналистики как социального института в нашей стране в годы социализма и в постперестроечное время.
Рассмотрение проблемы «является ли журналистика четвертой властью?» в работах современных теоретиков и практиков.
Система социальных функций журналистики.
Основные социальные задачи (функции) журналистики, выделяемые теоретиками. Выдвижение в качестве ведущей - функции информирования. Идеологические функции. Особенности контролирующей функции. Особенности защитной, развлекательной, рекламной функции в современных условиях.
Действенность и эффективность журналистики как два вида результатов журналистских выступлений. Их взаимодействие. Факторы, влияющие на повышение эффективности и действенности.
- Программа учебной дисциплины Основы теории журналистики
- 030600 - Журналистика
- 1.Цели освоения учебной дисциплины
- 2. Место учебной дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Тема 1. Вводная лекция.
- Тема 2.Журналистика как социальное явление. Технические и социально-экономические предпосылки возникновения журналистики и ее развития.
- Тема 3.Сущность и особенности журналистской информации.
- Тема 4.Сми как система, перспективы ее развития.
- Тема 5. Журналистика как социальный институт в нашей стране, ее взаимодействие с другими социальными институтами.
- Тема 6. Журналистика и общественное мнение. Проблема выражения и формирования ом средствами массового информирования.
- Тема 7. Проблема свободы журналистики.
- Тема 8.Основные профессиональные принципы журналистской деятельности. Профессиональная этика журналиста.
- Тема 9. Современное законодательство рф о сми. Закон рф «о средствах массовой информации».
- Тема 10.Авторские права журналиста.
- Тема 11. Рекламная деятельность сми и ее законодательное регулирование.
- 4. Структура и содержание учебной дисциплины
- 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- Особенности журналистской информации Литература
- Вопросы Основы журналистики Дневное 2010 г.
- Основы журналистики
- 1 Курс озо. 1 семестр .Зима – экзамен и зачет за контрольную работу (обзор 5 газет и 5 журналов).
- 2.Сущность и особенности журналистской информации. Информационная функция журналистики.
- 14.Действенность и эффективность журналистики.
- 15.Проблема свободы журналистики: социально-философский и правовой аспекты.
- Глава 4 Закона (полностью). Пресса на территории России: конфликты и правонарушения. 1996.М.,1997 (раздел «Юридический комментарий»).
- 26.Закон рф «о сми»: права и обязанности журналиста. Статус журналиста.
- 29.Федеральный Закон «о рекламе»(1995). Понятия, общие требования к рекламным материалам. Характериктика запрещенных видов рекламы (недобросовестная, недостоверная и т.Д.).
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины