Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
Функц-ие газет. пер-ки в Р. отягощено целым рядом объект. условий и субъект. факторов:
1. экономич. усл. (доходы от подписки, продажи тиража сост-ют незначит. часть редакц. бюджета, в то время как доходы от рекл, инвестиции гос-ых и иных орг-ий, в т.ч. из сферы бизнеса, имеют реш. значение в налаж-ии рег-го пр-ва и распр-ия печатн. продукции. Чрезмерн. завис-ть от инвесторов и рекламодат. нередко значит. ослабляет вним. изданий к аудиторным потребностям. 2. Трудности с обновл. техники 3. Взаимод-ие с властн. структурами 4. Ур-нь подготовки кадров. 5. Появл. в инф пр-ве значит-го кол-ва нов. газет и журналов, радиостанций, телестудий, интернет-СМИ чрезмерно сегментирует, дробит это пр-во, усил. в нем конкур-ию.
Эти и мн. др. прич. огранич-ют рост тиражей, влияют на период-ть выхода изданий, уменьш. кол-во ежедн. газет, увелич. отряд еженед-ов. Для аудиторных групп многих период. изд. сейчас хар-на замкнутость их инф. пр-ва. Степень охвата потенц-ой ауд-ии одним изданием часто сост-ет незначит. проценты. Оставл. желать лучшего и полнота, разнообр. инф-ии, глубина анализа происходящего.
Реально складывающиеся типы газет в значит. части не отвеч. инф-ым потребн-ям св. аудиторных групп.
Пр-сс отчужд-я от газетн и журнальн периодики части населения в последн десятилетие замедлился, но он прод-ет весьма негативно сказываться на ур. инф-го взаимод-ия в разл сферах общ-ой жизни и препятствует становлению инф-го об-ва – важнейш составл-ей совр цивилизации;
Московская общероссийская газетная и журнальная продукция малодоступна для жителей регионов, где ее нишу занимают местные издания. Происходит регионализация СМИ.
Журнальн периодика, относящаяся к разряду аналит. изданий, понесла самые большие потери при переходе к инф-му рынку. Ее годовой тираж в 90-е гг. уменьшился более чем в 8 раз, в то время как газетной — в 4 раза.
Сам. больш. класс в группе общерос. газетн. изданий представлен общ-полит или универс-тематич газетами. Эти издания м. охарактеризовать как газеты «для всех обо всем». Таким газетам свойств обращ-ть ко всем, предназнач-ть для всех, доступн каждому. Их универс-ть проявл. в полифункц-ти — реализации всех базовых функций СМИ и инф-ом охвате всех сфер общ-ой жизни. Для отеч. жур-ки издания с ярко выраженными чертами «газеты для всех» традиционны. Именно универс-ть во мн. обеспеч. их устойч-ть на инф-ом рынке, особ. в усл, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое распр-ие «бесплатная пресса» активно исп-ет преим-ва универс-го издания.
+ печати: · возм-ть быстр. ознак-ия со всем массивом материалов номера; · возм-ть отложенного чтения · возм-ть воспр. инф. в индивид. темпе -- печати: · недостаток опер-ти; · отсут непоср-ой интерак-ти; · дороговизна.
Типология печатных СМИ:
· по региону распр-ия (транснац., нац., регион., местн пресса);
· по учредителю (гос-ая и негос-ая пресса);
· по аудитории (возрастн., половой, профес-ый, конфес-ый признаки);
· по изд-им хар-ам (периодичн., тираж, формат, объем);
· по легитимности (с точки зр. налич. разреш. на изд. деят-ть);
· по содержательному наполнению (качественная и массовая).
Наиб. распр. и актуал. явл. деление печ. изданий на универс. и спец-ые.
Специализ-ые изд-ия м. иметь модели:
· «для всех не обо всем» (тематич. профилизация прессы - «Спорт-Экспресс», «СПИД-инфо», «Финансовая Россия»);
· «не для всех не обо всем» (огр. ауд. и тематики - професс-отрасл., женск., мужск., детск.).
«обо всем для единомышленников» (партийные газеты - «Советская Россия», «Лимонка» и др.)
общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого
Лидеры общерос. рынка относятся к универс. изданиям. Это «АиФ», «МК», «КП». В инф политике «АиФ» канонический образец мас газеты, избег-ей четкой полит. позиции, перенасыщенной прикладными материалами. «МК» имеет более широкую информационную географию (СНГ, мир), содержит меньше утилитарной информации. Баланс на грани «газеты новостей» и «газеты сенсаций», не чурается политических игр.
«КП» более бульварная, чем МК. В целях повышения конкурентоспособности предложила «толстушку» - «газету, которую можно читать всю неделю», использующую модель газеты выходного дня: позитив, культура, личные интересы, обратная связь с читателем.
Изменения с началом 90-х гг.:
Бум рекл. прессы. Во вт. пол. 90-х каждая 4-ая новорожд газета относилась к этой катег. Их отл - огромн тиражи. Рост числа рекл. изд. негативно сказ-ся на проч. прессе, т.к. «похищают» рекламодателей.
Значит. повыс. интерес к местн. прессе. В основе этого пр-са лежит ряд причин: усил. самост-ти регионов; заинт-ть местной элиты в инф-ой поддержке; налич. в развитых регионах мат-тех базы для развития собств. СМИ; способн. рег-ых журналистов лучше учитывать историч., культурн., нац-ые трад-ии св. аудитории.
Свое прочн. место на газетн рынке заняли бульварные издания, ещё 20 лет назад отсутствовавшие как тип. Желтая пресса имеет свою собств. типологию - от «универсальной» бульварщины, предлагающей сплетни и дутые сенсации из любых сфер жизни («Экспресс-газета», «Желтая газета»), до специализ-ой, посвящ. какой-либо 1 области - криминалу («Вне закона», «Криминальная хроника»), эротике («Speed-инфо», «Интим»), чертовщине («Оракул») и т.п.
Формирование рыночных отношений привело к образованию экономич. газет и журналов (продукция ИД «Экономич. газета», семья «КоммерсантЪ», «Финансовая Россия»).
На журн. рынке рубежа веков наблюдался полный упадок «толстых» журналов, рост интереса к политико-экономическим еженедельникам («Деньги», «Власть» издательского дома «КоммерсантЪ»; «Эксперт», «Профиль», «Итоги»), возникновение и признание аудиторией «телегидов» («Телепарк», «Семь дней», «Телесемь»), укрепление позиций глобальных журнальных брендов («Cosmopoliten», «Playboy», «Burda», и т.д.).
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики