logo search
1 030602 Теория и практика массовой информации

Структура творческого акта журналиста

Вопросы

1. Общая характеристика и основные компоненты процесса журналистского творчества.

2. Субъект журналистского творчества

3. Личность журналиста как субъект творчества.

4. Произведение. Специфика его исполнения в СМИ.

5. Виды произведений СМИ.

6. Основные функции и элементы произведения СМИ.

7. Основные этапы творческого исполнения произведения.

8. Средства творческой деятельности журналиста.

9. Специфика аудитории СМИ.

1. Первым исследователем процессов подготовки, распространения и восприятия информации был великий ученый - энциклопедист античности Аристотель из Стагиры (384 - 322 г. до н. э.), философское творчество которого высоко ценили представители гуманитарных наук. Аристотель выделяет три необходимых компонента информационного процесса: во-первых , оратор (тот, кто говорит), во-вторых, сообщение (что говорит оратор и с какой целью) и, наконец, публика, состоящая из слушателей, воспринимающих сообщение: "Речь слагается из трех элементов; из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается.

Эта структура не включает в себя такое звено, как средство передачи сообщения, так как античные авторы разрабатывали ее только для публичной авторской речи. Сейчас, когда сообщение распространяется с помощью многочисленных и самых разнообразных естественных и технических средств, наибольшее распространение получила четырехзвенная схема процесса информации, изображенная на рисунке.

Субъект журналистского

Субъект журналистского

творчества

Журналистское

произведение

Средства

журналистики

Объект журналистского произведения

(аудитория, адресат

Структура процесса журналистского творчества

Под субъектом процесса журналистского творчества (коммуникатором) мы подразумеваем организацию, предприятие, группу лиц или лицо, которые создают и распространяют журналистское произведение с целью оказать необходимое влияние на аудиторию. Произведение является результатом творческой деятельности субъекта. Средства журналистики - это не что иное, как канал, посредством которого произведение доводится до аудитории. Объект журналистского творчества (аудитория, адресат) представляет собой группу лиц или лицо, для которых предназначено и которым направлено произведение. Между объектом и субъектом журналистики существует обратная связь, с помощью которой субъект судит об информационных, социально-психологических и других потребностях аудитории, контролирует воздействие произведения, измеряет эффективность этого воздействия. Компоненты творческого акта журналиста находятся в постоянном взаимодействии, активно влияют друг на друга. Каждый из них, в свою очередь, является сложным системным образованием, имеющим широко разветвленную структуру. В то же время эти компоненты существуют только в системе журналистского творчества, самостоятельное бытие любого из них абсурдно и нереально. В своей совокупности они образуют целостность творческого акта журналиста; именно эту целостность, а не отдельные звенья ее характеризуют основные принципы и функции журналистского произведения. Всякое вычисление того или иного звена условно и производится лишь в целях научного или учебного анализа.

Рассмотрим, например, понятия субъекта и объекта творческого акта журналиста. Взаимоотношения между ними очень сложны и диалектичны. Дело в том, что объект журналистского творчества не является сырым материалом для воздействия журналиста. Деятельность субъекта журналистского творчества определяется сознанием, потребностями, интересами, запросами и т.п. объекта. Журналист должен учитывать самостоятельность мышления, творческую активность аудитории, деятельную роль личности в социальных процессах.

2. Деятельность журналиста заключается в определении общих и частных целей творческого процесса, собирании, хранении, переработке, подготовке и распространении публицистической информации, в контроле за ее восприятием аудиторией и эффективностью ее воздействия. Свою деятельность журналист осуществляет исходя из общегосударственных и культурных задач, интересов конкретных организаций и т.п.

2.1. Массовым коммуникациям свойственны институциональный (т.е имеющий организационно - правовую закрепленность) характер источников и отсроченность обратной связи между источниками и аудиториями.

Средства массовой информации - организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

Информационные агентства - это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно информационные агентства составляют хребет национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационного агентства собирают новости для агентства, которое затем перепродает информацию подписчикам - газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.

Пресса - это массовые периодические печатные издания - газеты и журналы. Газеты различаются: 1) по периодичности выхода (ежедневные), воскресные , еженедельные; 2) по масштабам (центральные или общественные, региональные, местные: областные, районные, городские; корпоративные; компаний, университетов); 3) по профилю (массовой ориентации; специализированные - профессиональные). У каждой газеты - своя аудитория определенного размера (в зависимости от тиража), профессионального и социально-демографического профиля. Через газеты человек отождествляет себя с обществом, она помогает ощущать себя гражданином, членом профессиональной или иной социальной группы.

Информация в журнале менее оперативна, зато более красочно оформляется и дольше сохраняется читателем, содержит больше обзорно-аналитического, чем событийного материала в сравнении с газетой. Письменная речь в ряде отношений беднее устной. Говорят, что есть 50 способов сказать "да" и 50 способов сказать "нет", и только один способ написать это. Поэтому радио по сравнению с печатью имеет свои преимущества. Уникальность радио - в его вездесущности и общедоступности. В сборе новостей радиостанции полагаются на информационные агентства.

Телевидение в глазах своей аудитории ближе других средств массовой информации стоит к прямому, непосредственному, личностному и двустороннему общению. Такое восприятие создается эффектами присутствия доверительности и диалогичности телекоммуникаций. Телевидению свойственна программность - т.е. передача аудитории сообщений определенным образом организованных.

2.2. Журналистика персонифицируется, при этом отдельные лица, ведущие сбор и обработку актуальной социальной информации, выступают от имени той организации, представителями которой они являются. В любых учреждениях прессы, радио, телевидения, на любом их уровне весь комплекс работ, связанный с подготовкой и передачей произведения - от выбора предмета информирования до измерения эффективности его воздействия - ведут вполне определенные лица: редактор, репортер, комментатор, обозреватель, интервьюер, ведущий новостей, которые должны обладать необходимыми личностными качествами для деятельности такого рода. По результатам их труда можно судить об уровне работы конкретной газеты, радиостанции, телеканала.

Принципиальность и страстность развиваются в процессе профессиональных занятий и во внеслужебных разговорах. Любая аудитория рано или поздно распознает неискренность журналиста, его безразличие к тому, что он проповедует.

Журналистика - это большой умственный, а иногда и физический труд, который не начинается с подготовки произведения и не заканчивается его распространением. Труд журналиста - это постоянный сбор информации, ее обдумывание и переработка, расширение своего кругозора, совершенствование языка. Хорошего журналиста отличает не только любовь к писательскому творчеству, но и стремление рассказать о нем, любовь к общению с людьми, увлеченность профессией. Необходимыми качествами личности журналиста являются такие, как уважение к людям, простота и скромность, самокритичность. Всегда следует помнить о том, какое непри­ятное впечатление на аудиторию производит журналист, кичащийся своей эрудицией, безразличный к ее информационным запросам. Самокритичность позволяет журналисту не упиваться действительными или мнимыми успехами, правильно оценивать и постоянно контролировать свою деятельность, подмечать и устранять недостатки в ней.

3. Личность журналиста по-разному проявляется в различных способах передачи произведения, поэтому можно сказать, что каждое средство массовой коммуникации требует особого набора способностей, знаний, навыков и умений коммуникатора. В то же время можно выделить наиболее общие из них, которые способствуют эффективности воздействия прессы, радио, ТВ. Так, независимо от того, какие средства массовой коммуникации предпочитает журналист, ему надо обладать такими общими способностями, как развитое мышление, наблюдательность, продуктивная память.

Развитое мышление основывается на богатстве знаний. Психологи отмечают, что коммуникатор может целенаправленно и свободно изложить содержание темы лишь в том случае, если он мыслит логически, способен концентрировать внимание, сравнивать сведения, анализировать их, проникать в сущность предметов и явлений, и на этой основе определять их место в системе фактов и явлений, понимать их значение для окружающей действительности. Для этого ему необходимы такие качества ума, как быстрота, прогностичность, гибкость, глубина, широта, ясность, активность, самостоятельность и т.п.

Особый круг знаний журналиста составляют знания тех наук и научных дисциплин, на которых основывается трансляция произведения. Мы уже указывали на важность психологических знаний в повышении эффективности журналистики. Владение формальной и диалектической логикой позволяет строить сообщение последовательно и аргументированно. Журналист должен профессионально знать язык, на котором ведется разговор (его грамматику, орфоэпию и стилистику), владеть культурой устной и письменной речи.

Современная журналистика все более оснащается техническими средствами. Интернет - относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Число пользователей этой международной информационной супермагистрали растет в геометрической прогресии. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию - движущиеся цветные образы. Для того, чтобы правильно и эффективно применять их в своей деятельности, журналисту необходимы теоретические и практические знания о их возможностях.

Под навыками журналиста понимаются усвоенные, неоднократно повторяющиеся интеллектуальные, двигательные и сенсорные действия, совершаемые при незначительном напряжении внимания и памяти. Навыки формируются под воздействием неоднократных повторений одинаковых действий. Особое значение для журналиста имеют навыки в беглом просмотре издания, быстрочтении, методике работы с камерой, диктофоном.

Умения выражают ту или иную степень мастерства, которая возникает после выработки навыков на основе широкого круга знаний. В журналистике различают конструктивно-методические и организаторские умения. Первые помогают самостоятельно подготовить произведение, а вторые - довести его до аудитории.