logo search
Слово и кино_СТРК

Перспектива. Композиция кадра. Свет

Под композицией кадра мы будем понимать соотношение всех элементов (предметов), визуально представленных в кадре.

По книге: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (М., 1974).

Когда наше сознание воспринимает визуальные объекты, оно стремится к достижению наиболее простой в структурном отношении конфигурации. Любой элемент композиции противостоит этому стремлению, динамизирует видимое пространство кадра: появление в кадре любого предмета (любой визуальной модели, даже неподвижной) – это нарушение покоя, динамизация пространства. Это происходит в результате действия перцептивных сил в нашем сознании: т.е. инерций восприятия окружающего мира, который предстает в виде целостных структур (гештальтов), образующих композиционные единства.

На базе этих психологических процессов сознание зрителя осуществляет поиск равновесия между визуальными моделями – в частности, композиционного равновесия в кадре. Основные факторы, обуславливающие это равновесие и значимость каждого объекта в композиции, – вес и направление.

Вес того или иного визуального элемента зависит от его месторасположения в композиции. Например, объект, находящийся в центре композиции или на вертикальной оси, идущей через этот центр, весит «меньше» (кажется более легким, что позволяет изображать его более крупно), чем объекты, находящиеся вне центра и центральной вертикальной оси; одновременно он наделяется большей значимостью, чем они. Предмет верхней части композиции «тяжелее» того, что помещен внизу, а предмет, расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем предмет, расположенный с левой.

Вес зависит также от размеров объекта. При прочих равных условиях предмет бóльших размеров будет казаться тяжелее. Что касается цвета, то красный цвет перцептивно «тяжелее» голубого, а яркие цвета «тяжелее», чем темные.

Направление зависит от месторасположения объекта в рамках композиции. Форма изображаемых объектов предполагает соответствующие оси симметрии, а эти оси создают направленные перцептивные силы (направленные как по основным осям восприятия – верх и низ, левая и правая стороны, диагонали, – так и по более сложным траекториям). Более простой способ указания на направление в кино – движение в кадре.

В любом конкретном произведении искусства за и против друг друга действует огромное число факторов, создавая в конце концов равновесие целого. Вес, образованный цветом, может уравновешиваться весом, созданным месторасположением. Направление формы может быть сбалансировано движением к центру притяжения. Сложность этих отношений способствует оживлению художественного произведения.

Простота изображения – легкость и естественность нашего восприятия элементарных структурных элементов этого изображения (точек, прямых, углов, кругов и т.п.) и их сочетания (Арнхейм их называет характерными структурными особенностями). В абсолютном смысле предмет является простым, когда состоит из небольшого числа характерных структурных особенностей. В относительном смысле предмет будет простым, когда в нем сложный материал организован с помощью по возможности наименьшего числа характерных структурных особенностей. Прямая линия проста, так как она использует одно неизменное направление. Параллельные линии будут проще, чем пересекающиеся линии, потому что их взаимоотношения определяются постоянным расстоянием между ними. Прямой угол проще, чем остальные углы, так как он производит подразделение пространства, основанное на повторении одного и того же угла. Круг, вписанный в квадрат, воспринимается проще, чем круг, лишь отчасти накладывающийся на квадрат.

→ Теория Арнхейма изначально разрабатывалась для живописи, но применяется и к композиции кадра в кино.

По книге: Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном (Таллинн, 1994).

Различают два основных способа освещения в кино: нормативный и экспрессивный свет.

Экспрессивный свет – освещение, подчеркивающее контраст между светом и тенями (его разновидности – так называемое «рембрандтовское освещение», когда луч выхватывает из темноты отдельные детали картины, и «силуэтное освещение», когда источник света расположен за фигурами актеров). К экспрессивному освещению относится использование колеблющихся или пульсирующих источников.

Нормативный свет, стремится сгладить контраст между светом и тенью, играет на градациях освещенности и плавных переходах, создавая рассеянное «естественное» освещение. Для этого пользуются несколькими источниками света, обычно тремя (особенно в случае съемки человеческих лиц): основной, или рисующий, – наиболее сильный; выравнивающий – слабый свет, падающий с противоположной стороны, чтобы снять с лица ненужные тени; контровый (чуть сильнее выравнивающего) – свет, подсвечивающий объект «со спины», тем самым отделяя его от фона.