logo search
Билеты ВСЕ

Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.

Разнообразие изданий и программ, составляющих систему СМИ, явилось результатом возникнов и преобразов разных типов газет, еженедельников, журналов, каналов радио и ТВ. Основой дифференциации послужило стремление разнообразить проблемно - тематич направленность, обратится к разным слоям ауд, сосредоточ на освещении жизни различных регионов сфер деят, областях интересов, представить ауд позиции разных общ сил.

Возникнов или выделения нового слоя ауд (например, предпринимателей) привело к формированию целой группы изданий '' деловых '' СМИ ; консолидирование ряда областей, расположенных в Сибири, ведет к созданию, допустим газету '' Сибирь '' ; развертывание деятельности нового полит объед способствует основанию издания, выражающего его точку зрения, - так появились '' ЛДПР '', '' Демокр газета '' и другие издания.

При этом на инф рынок выходят издания и программы как резко различающиеся (по тематике, масштабу аудитории, позициям), так близкие между собой в тех или иных аспектах. Таким образом, возникают различные направл в формировании общ мнения в СМИ.

В процессе дифференциации, при формировании всего разнообразия изданий и программ, складывается большая совокупность СМИ. Аудитории предстоит выбрать некоторые из них в соответствии с запросами и интересами и независимо от того, сознают эти журналисты или нет, между СМИ возникают отношения как между всеми сразу, так и между теми, к которым обращаются тот или иной слой аудитории.

Эти отношения даже между СМИ разных тематических направлений, социально - политических позиций и аудиторных ориентации проявляются как взаимодействие.

Иной характер носит взаимодействие между изданиями и программами, учредителями и сотрудниками редакций которых являются представители различных общественно - политических позиций, а соответственно партий, ассоциаций, фронтов и других организаций. В обществе с развитой политической системы каждая из организаций имеет так или иначе фиксируемые политические, экономические, социальные цели, стратегические и тактические представления о путях их осуществления.

Соответствующие концепции составляют душу изданий и программ, ими учрежденных или организационно от этих организаций независимых, но разделяющих и поддерживающих их позиции. И взаимодействие между СМИ разных позиций (а диапазон их очень широк - от '' правых радикалов '' до '' ультралевых '') неизбежно приобретает характер политического соперничества за влияние на массовую аудиторию. Однако это соперничество носит разный характер и различающиеся формы.

Между изданиями и программами созданными или поддерживающими силы, позиции которых непримиримы (антагонистичны) , идет борьба за исключительное влияние на общественность в целом или на ту ее часть (классовую, национальную, религиозную, и тд.) , которой отдается предпочтение, чьи интересы выражает и на чью победу рассчитывает данная политическая группировка.

Простейшей формой координации журналисткой деятельности является налаживание выпуска газеты, журнала, радио- и телевизионной программы. Ведь уже на уровне функционирования одной редакции требуется выработка на определенный срок информационной политике по ведущим в данном органе проблемно - тематическим направлениям. При этом информационная политика определяется по большему кругу журналистских проблем: по политической линии издания (программы) , основным проблемно - тематическим направлениям, характеру их ведения, системе рубрик, отношение к публикациям других СМИ, привлекаемым авторам, жанровой структуре и т.д.

При координации деятельности разных СМИ налаживается сотрудничество как по горизонтали - между '' одномасштабными '' изданиями и программами разного типа, распространяемыми или по всей стране, или в регионе, области, районе, так и по вертикале - между изданиями и программами различного уровня (скажем, между изданиями партии, рассчитанными на аудиторию всей страны, и изданиями, выходящими в регионах, вплоть до районных газет) .

Однако преодолевая сложности координации, журналисты, придерживающиеся одинаковых ориентации, получают возможность с меньшей затратой сил добиться больших результатов, потому что в данном случае вступает в действие так называемые '' эмерджентные свойства системы, усиливается воздействие СМИ на аудиторию вследствие сложения сил дающего качественно иные результаты, большие, чем простая сумма итогов деятельности отдельных изданий и программ. Не случайно к примеру для органов журналистики официального характера, учредителями которых являются властные структуры, разрабатывается государственная программа информационной политики СМИ, а для ее реализации организуется совет по информационному обеспечению проводимой властями политики.