Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
Публ-ка стала осн. формой тв-ва крупных мастеров худ.слова: А.Толстого, Н,Тихонова, И,Эренбурга, М.Шолохова, К.Симонова, Б.Горбатова, Л.Соболева, В.Вишневского, Л.Леонова, А.Суркова, В.Величко. Созд. пр-ия, несущ. в себе огромный заряд патр-зма. Толстой 27.06.41, «Правда»» - «Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина». За гг войны А.Т. написано ок 100 ст. Эренбург – воспит. у народа ненависти:«О ненависти», «Оправдание ненав.»,«Киев»,«Одесса»…За гг ВОВ напис ок 1,5тыс памф, ст, корресп. Цикл памф. «Бешеные волки». Ст и корресп д/заруб чит-ля. Симонов - писал о том, что лично видел: «Части прикрытия», «В праздничную ночь», «Юбилей», «Истребитель истребителей». Гроссман – газ. «Красная звезда»:«Волга-Сталинград», «Власов». Шолохов: «Наука ненависти», «Гнусность», «По пути к фронту», «Люди Кр. Армии». Лейтмотив: любовь к родине приведет к победе. В к войны созд. больш. кол-во путевых очерков (Л.Славин, А.Малышко, Б.Полевой, П,Павленко). С публиц. и проблемными ст-ми в печати и на радио выступ партийные и гос-ые деятели страны М.Клинин, А.Жданов, А.Щербаков,В.Карпинский и др. Радиопубл-ка. Выступл. у микрофона Гайдара, Кармена, Кассиля, Мануйлова, Фрама, Паустовского, Петрова, Соболева. Фотопубл-ка. Имена фотопубл-тов – Устинов, Калашников, Кудояров, Бальтерманц, Бронштейн, Темин, Трошкин, Хомзер, Капустянский,Лоскутов,Халип, Шагин. С авг. 41 г. стал выпуск. лит.-худ. ж-л «Фронтовая иллюстрация». Сатир жанры. Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), поэт Маршак. Сатир ж-лы «Фронтовой юмор», «Сквозняк».
А.Толстой (1882/83-1945). Работал в «Правде», «Красной звезде». 27.06.1941 в «Правде» - «Что мы защищаем». Т. противопоставил агрессии фашистов уверенность сов. народа в правоте своих действий. 18.10.41 - «Москве угрожает враг». Обращ-ся к истор. аналогиям. Русск. ч-к не может смалодушничать, д/него нет ничего дороже сердца родины-Москвы. Исп. эпитеты (грозная опасность, бессмертная слава), метафоры (враг захлебнулся в крови), короткие предложения. 7.11.41- «Родина» (в «Пр» и «Кр зв») - стих-е в прозе: отн-ие русск. людей к России. Т. призывает следовать героизму народа, доказывает ет мысль о том, что любовь к Родине поможет выстоять ее защитникам. Исп. пословицы, поговорки, сказочн образы. Заканч: «Ничего,мы сдюжим!» - нар выр-ие. Приемы ораторской речи, историч.аналогии. 17.07.41 в «Правде» - «Кто такой Гитлер, и чего он добивается». За время войны написал более 100 статей. Публикации многопроблемные. Идейный стержень - вера в победу, в наш народ. Источники победы – един-во фронта и тыла, дружба народов, героизм армии. Послед-ие статьи написаны в период наступл. наших войск. Переплет публицистики и худ л-ры. Осн. темы публ-ки: 1)освещ воен. положения страны и боевых действий. 2) всесторонний показ героизма и мужества. 3) тема ед-ва фронта и тыла. 4) х-ка воен. действий сов армии. Т созд. цикл рас-зов «Рас-зы И.Сударева» - тесная связь с публ-кой и худ л-рой. Нач. раб в авг. 1942. Особ-ти рас-за-очерка: 1.предельная достоверность. 2.документальность. 3.слиян публ-ки и худ-ти. 4.сочет реалистич. и романтич.5 .соед. публ-ки и лиризма. Гл задача – осмысл. сущ-ти русск. х-ра. Цикл из 6 пр-ий: Как это началось, Страшная история, Ночи в сенях на сене, 7 чумазых, Нина, Русск. х-р. Один из самых известных «Русск. х-р» (7.05.44 в «Кр. зв»). Тема в назв. Нач-ся со вступл: размышл о том, что это такое. От лица И.Сударева расск-ся о подвигах его друга Егора Дрёмова. Во время курского сражения танк Дремова загорелся, чудом остался жив. Величие - никогда не поведал о своей душ. драме. Добивается, что его снова зачислили в часть. Едет домой, но его там не узнают. Х-но мастерство детали, конкретность. Использует иронию, добродушную усмешку. Осн. тема – изобр. дух красоты. Идейно-нравств. категория играет решающую роль в победе над гитлеровцами.
Публ-ка И.Эренбурга (1891-1967гг). Сотруднич. с газ.: «Прав», «Красн. звезда». Публ-ет статьи, очерки, памфлеты. Публ-ка Эр б/оч остр., эмоц-ой. Пис-ль раб быстро, отклик на событ-я оч оперативно. 23.06.1941г в газ «Красн. звезда» вышла статья «В1й день». Затем «Гитлеровская орда». Гл. задачу видел в том, чтобы воспит. у сов-го нар ненависть к фаш-им захватч. Самые известные статьи: «О ненависти», «Оправдание ненависти». Э. подчеркивал, что сердце фаш-ов испепеляет темная злоба, «злоба захолуст. Наполеонов», которые хотят войти в историю, хотя бы из черного хода. Э. объясняет суть фаш-ма, обращ. к истор., подчеркив, что атриб. фаш-ма, - черн форма череп, скрещ. кости, - взяты из средневек-я (черн. злоба). Родина фаш-ма - Италия, но особ. семена в Герман. Это связ. с тем, что в этих странах после поражения в1-й Мир войне зарод компл-с неполноц-ти. Фаш-м стал своеобр-ой формой реабилит-ии. «Фаш-м - син-м бездарности». В осн. фаш-ма - злоба. В фаш-ме нет места справедл-ти. Речи Гитлера дышат злобой. Эр-г широко исп-ет худ-ые ср-ва в ж-ке. «Голос Гитл. - «хриплый лай гиены». Антитеза: русский народ противопост. нем. нар. Русск.нар. в самые тяжелые гг огражд. себя от темной злобы. Э-г подво. к поним-ю того,что злобе фаш-ов нужно противопост. ненависть. Ненависть присуща только чистым, благор-м сердцам. Ненависть должна вдохновлять на борьбу. Она рожд-ся тогда, когда солдаты узнают о факт злобы фаш-ов. «Гитлеровцы сжигали наши хаты». 12.10.41г - в «Крассн.звезде»- статья «Выстоять» (пафос страданий). За гг войны Эр-г опубл. Более 1500 статей, корресп-ий. Они были собраны в 4 тома под общим назв. «Война». 1й том (42)- «Бешеные волки» - разоблачение фаш-их глав-й. Гитлер объяв. Эр-га личным врагом. Особ. место занимает статьи д/заруб читателя, они передав. через совинформбюро, телеграф аген-ва, газ. Амер. и Англ. Более 300 публ-ий – сб. «Летопись мужества».
Публ-ка М.Шолохова (1905-1984). Ш.подхватывает тему ненависти. В годы ВОВ стал военкором «Правды» и «Кр. звезды». В 1-ые месяцы войны Ш. публик в «Пр.» очерк «В казачих колхозах» (собир. урожай, чтобы накормить Кр. армию). Ш. приним. участие в боях под Смоленском - путевой очерк «На смоленском напр-ии» (рас-з о подвиге майора Вайцеховского, к-ый корректирует огонь артиллерии, вызывает его на себя). Особ. место среди публикаций - рас-з-очерк «Наука ненависти» («Пр.», 22.06.42). Типичный образ уч-ка войны лейтенанта Герасимова, в к-ом воплотились лучшие черты нашего народа. Сюжет предст-ет собой историю одного фронтовика, но в нем худ-ое обобщ-е док-ет, что суворовская наука побеждать явилась своеобразной опорой д/науки ненависти. Она учит тому, как побеждать врага. Ш. начинает рас-з-очерк с описания деревьев. Огромный уч-к леса был срезан огнем артиллерии, ствол березы уцелел, ствол старого дуба, в к-ом зияла рваная рана, похож на гл героя. Портретная х-ка. Увидев пленных немцев, Герасимов вспыхивает лютой ненавистью. Ш. постеп-но подводит к пониманию того, что это произошло из-за того, что Г. побывал в плену у немцев. Подробный рас-з, опис-е злодеяний фашистов. Ш заканчивает:»Воевать научились по-настоящему, и ненавидеть и любить». «Пока сердца бьются. пока хранится в сердцах любовь к Родине, ненависть будет храниться на кончиках штыков». Кольцевая композиция: в финале опять образ дуба. Рас-з в рас-зе. Омн-е содерж-е: повеств-е Г-ва о себе. Яркое, пафосное повеств-ие. Образ Г-ва -1 из 1-ых образов защитника Родины в журн-ке. В судьбе Г-ва - народ русский. Роман «Они сражались за Родину». 13.05.45 - «Победа, к-ой не знала история» в «Пр
Очеркистика Симонова (1919-1979). Военкор газ «Красн. звезда» - оч оперативно добыв материал, в гуще событ. 1ым отправился на подводную лодку, на крайнем севере. Назв. его корресп→ маршрут «Полярные ночи», «Письма из Крыма», «В осажден Одессе». Наход. там, где решается исход войны. Очерки «Солдат слава», «Дни и ночи», «Бой на окраине» одновременно с появл инф сообщ. Много стих «Жди меня» («Правда»). Стих о военкорах стало песней. Работ в разн жанрах: статьи, очерки, рас. Много на стыке жанров: ст-очерк «Русск душа» - о подвиге лейтен-сапера Холодова, к-ый пожертв жизнью и взорвал мост, на к-ом ехали нем войска. Выпуск сб. «От Черного до Баренц моря. Записки военкора» (в гг ВОВ) →талант материал. Фаш-ты потерп пораж под Ст. и Курск – гл тема – освобождение тер. СССР от нем. войск. А затем – освоб .стран Евр от фашист ига. Темы, связ. с взятием Берлина, капитул Германии.
Человеч. красота защищавших свою Родину, и испепеляющ. ненависть к ее поработителям – главн. и в военн. Публ-ке Н. Тихонова (1896-1979), рег-но прис-го в центр. газеты ст-и, очерки, стих-ые пр-ия из блок-го Ленингр. «Можно без преувелич. сказать, - свид-вует ред. «Красной звезды» Д. Ортенберг, – что, если бы «Кр. Зв.» из худ-ых пр-ий не печатала о Ленингр. больше ничего, кроме очерков Тихонова, – этого было б. достаточно, чтобы читатель знал о жизни, страданиях, б-бе, славе и подвигах героич. города». В ст., очерках, расск. Н. Тихонова воссоздан немеркнущий подвиг героев-тружеников города-фронта, чье беспримерн. мужество вошло в ист., как «чудо Ленингр-а». За 900 дней блокады Н.С. Тихонов, бывший нач-ком гр. писателей при Политупр-ии Ленингр-го фронта, кроме поэмы «Киров с нами», книги стихов «Огненный год» и «Ленингр-их рассказов» написал свыше тыс. очерков, статей, обращений, заметок, кот. Публик-сь не т-ко в центр. газетах, но и часто печ-сь в «Ленингр. правде», в ленингр-ой фронт. газете «На страже Родины». Пусть знают враги, - гневно заявлял в тяжелейш дни блокады писатель, - чт мы будем сражаться всюду: и в поле, и в небе, на воде и под водой, мы будем сраж-ся до тех пор, пока на нашей земле не останется ни одного враж-го танка, ни одного враж-го солдата. Имеются убедит. свид-ва того, как помогало его вдохн-щее слово громить фаш-ов. В нояб. 1942 г. в «Извх» появ-сь его ст-я «Будущее», в кот. гов-сь о скор. нашей победе.
Особое место принадлежит роману А.Фадеева (1901-1956). «Молодая гвардия», о подвиге юношей и девушек Краснодона (Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин и др.). С первых дней оккупации Краснодона вчерашние школьники организовали подпольную организацию «Молодая гвардия», которая подрывала составы, уничтожала предателей, поджигала биржи труда, где находились списки тех, кого должны были угнать в Германию, освобождали пленных. (вышел после окончания войны)
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики