50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
Социальный институт – исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей. Она реализует определенные функции в обществе, главная из которыхрых – удовлетворение потребностей людей. В обществе действует множество социальных институтов. Существуют экономические, политические, культурные институты, каждый из которых действует на основе законов, уставов, кодексов. Журналистика является одним из важнейших социальных институтов, без которого немыслимо развитие общества. Журналистика функционирует на демократических началах в условиях полной реализации свобод. Сегодняшние тенденции развития общества связаны с формированием новой цивилизации. Говорят о постиндустриальном информационном обществе. В социальном отношении это общество демократии, где строго защищены политические, экономические и социальные права людей, а споры разрешаются демократически с учетом всех мнений. Журналистика как социальный институт развивается в этом же направлении.
Журналистику как социальный институт образуют три вида СМИ. 1. Гражданская журналистика. Гражданское общество – это ощущение человеком себя как гражданина, активно реализующего свои права. Для него характерно объединение граждан в различные организации, которые отстаивают свои интересы в разных областях. Это кооперативы, союзы, общественные объединения, церковные, спортивные. Все они составляют гражданское общество, и чем они более развиты, чем значимее становится их роль. Все они могут создавать свои СМИ. Они независимы от государства. 2. Государственные СМИ. В США их нет вообще. В идеале они должны представлять интересы большинства и меньшинства. 3. Государственно-общественные СМИ, именно они могут максимально полно реализовать общественные интересы. Они признаны выступать с общенародной позицией и предлагать общеприемлемые решения проблемы. Условие достижение успеха здесь – пропорциональное представительство всех значимых институтов общества и государства. Эти СМИ - ключ в развитии демократического общества.
СМИ как власть. Определение «четвертая власть» ввел политик и публицист Берк в 18в. Власть – это проявление способности какого-либо субъекта доминировать в отношении с другими социальными субъектами, возможность приводить свою волю, воздействовать на других. Для этого необходимо обладать некой силой, чтобы оказывать воздействие. В России власть делится на три: судебную, законодательную и исполнительную. Однако каждый социальный институт так же наделен властью, а, значит их (и институтов и властей) больше, чем три. Полномочия СМИ лежат в сфере нравственно-идеологической. И она оказывает давление не менее сильное, чем государство.
Задачи журналистики:
- Журналистика ведет всесторонний мониторинг общественной жизни, предлагает повестку дня – то есть выбирает из всего потока ту информацию, которая кажется наиболее злободневной и актуальной.
- Журналистика еще и трибуна разнообразных мнений по широкому кругу вопросов. Журналистика выступает в роли общественного эксперта, формирует отношения, представления и взгляды людей.
- Как четвертая власть журналистика играет роль общественного консультанта по разным вопросам. Благодаря этому СМИ участвуют в создании духовной атмосферы в обществе через участие в формировании массового сознания. СМИ могут высказывать свое мнение – ставить волнующие общество вопросы, задавать вопросы власти. Итог всех этих направлений деятельности оказывается информационное воздействие на граждан, стимулирование их активности.
- Журналистика является еще и социальным контролером, следит за ходом реализации политики – журналистское расследование для реализации этой функции. Молчание в ответ на выступление СМИ губительны для какого-либо социального института, лишает его социальной поддержки. Благодаря этим возможностям журналистику зовут цепким псом, глазами и ушами демократии, а европейский суд по правам человека назвал ее общественным стражем. В этом и заключается ее власть.
Ряд проблем в реализации власти СМИ:
1. Представляемый журналистикой народ состоит из множества групп разного характера. Так что «четвертая власть» оказывается раздробленной в соответствии со своими позициями на стороне тех или иных сил.
2. Различные частные группы и силы со своими взглядами и требованиями не представлены обществу через «свои» СМИ и потому не обладают возможностями пользоваться средствами «четвертой власти» на равных основаниях. Решение: подлинная и всесторонняя демократизация управления на основе социального контракта между управляющими и управляемыми как равноправными партнерами.
3. Проблема понимания и меры использования «властных полномочий». Один вариант - сознательное нежелание журналистов считать себя «властью» в каком бы то ни было виде. Реализация его связана с представлением журналистов о том, что роль СМИ - чистое информирование (недовласть). Другой неадекватный вариант - сверхвласть, то есть представление о полной зависимости общества от СМИ.
4. Стремление государственной власти ограничить правомочия и стеснить деятельность «четвертой власти», запугать ее, заставить через нормативные акты или скрытым давлением действовать в соответствии с видами государственной власти.
- 18 Век знаменателен в истории отечественной журналистики. Зарождение и развитие прессы сопряжено с рядом проблем.
- 4. Публицистика русских писателей в журналах XIX века. Общая характеристика роли и содержания.
- 5. Русский «толстый» журнал конца XIX - начала XX века (на выбор). История и типологическая характеристика.
- 6. Особенности периодизации истории отечественной журналистики XX века.
- 7. Основные тенденции развития русской журналистики в первые десятилетия 20 века (до 1917 года)
- 8. Жанрово-композиционные особ-ти произв. В.Гиляровского
- 9. Формирование системы партийно-советской прессы и ее роль в становлении нового социального строя в России в 20-30 годы 20 века.
- 10. Отечественные сми периода «Оттепели»
- 11. Система отечественных сми в период Великой Отечественной войны. Видные публицисты этого времени, своеобразие их творчества.
- 12. Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».
- 13. Русская сатирическая журналистика XX века. Фельетоны и. Ильфа, е. Петрова и других мастеров сатиры.
- 14. Функции журналистики в демократическом обществе
- 15. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века: «Вестник Европы», «Русские ведомости», их программа.
- 16. Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 17. Журналистская деятельность а.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)
- 18. «Новые медиа» в структуре сми
- 19. Традиции аналитической журналистики в российских сми.
- 20. Очерк как отличительный жанр российской журналистики.
- 1. До начала нашей эры - прагазетные явления; пражурналистика.
- 2. С начала нашей эры до XV в. Н. Э. - эпоха рукописных изданий;
- 3. С XV в. До XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 4. С XVIII в. До начала хх в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии.
- 1. Пражурналистские явления.
- 2. Изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;
- 3. Развитие журналистики как общественного института;
- 4. Журналистика Германии эпохи Просвещения (18 век).
- 5. Журналистика и мартовская революция
- 6. Деятельность Маркса и Энгельса.
- 7. Журналистика при Отто фон Бисмарке.
- 8. Гитлер и журналистика
- 9. Журналистика гдр и фрг.
- 10. Сми Германии на современном этапе.
- 24. Этапы становления и развития журналистики в Великобритании. Выдающиеся публицисты памфлетисты Великобритании 17- 18 вв.
- 26. Предпосылки и этапы становления журналистики во Франции. Национальные особенности французской публицистики, ее роль в политических процессах
- 28. Этапы становления итальянской журналистики
- 29. Становление и развитие журналистики в странах Северной Европы
- 30. Тенденции и этапы развития журналистики в странах Восточной и центральной Европы.
- 6. Современный этап (время реформ)
- 31. Особенности развития сми в странах Азии и Африки.
- 32. Ведущие транснациональные мегамедиакорпорации (история создания, деятельность, процессы реструктуризации и специфика диверсификации конца XX – начала XXI вв)
- 33. Отечественная журналистика эпохи «перестройки»: 1986-1991г.Г.
- 89-90 Гг. – публицистика и журналистика - настоящая 4 власть. Темы публицистики:
- 34. Мировые информационные агентства. Общая характеристика деятельности.
- 35. Осн. Законы России о сми и информации.
- 2. Закон о сми (27 дек. 1991г)
- Глава VI. Межгосударственное сотрудничествов области массовой информации
- Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства
- 36. Права человека и сми. Механизмы обеспечения и защиты. Опыт России
- 5. Конституция рф, 12 декабря 1993 г.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- 37. Международное гуманитарное право в системе правового регулирования деятельности сми.
- 39. Основные методические процедуры анализа и правки текста. Виды редакторского чтения, их цели. Виды правки, их цели.
- 3.Работа редактора над языком и стилем.
- 3) Экспериментальные методики.
- 40. Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Общая хар-ка и принципы классификации ф-х стилей.
- 41. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка в России.
- 42._ Типология печатных изданий на современном информациооном рынке России.
- 9 Женская пресса.
- 43. Аргументация в журналистском произведении. Типы аргументации
- 1) Универсальную (рациональную)
- 2) Неуниверсальную.
- 1.Сильные:
- 2. Слабые:
- 44. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 45. Композиционно-графическая модель издания.
- 46. Современное радио России. Структура и система организации.
- 47.Современное телевидение России. Структура и система организации.
- 48. Информационные агентства в системе российских сми. Общая характеристика.
- 49.Формы и методы государственного управления сми.
- 50. Журналистика как социальный институт общества. Сми как «четвертая власть».
- 51. Принципы деятельности современной журналистики. Журналистика в правовом государстве.
- 52. Основные методы и направления социологических исследований
- 4 Главных направления соц-их исследований сми:
- 2. Изучение эффектов воздействия сми на аудиторию
- 3. Анализ содержания сми
- 4. Анализ коммуникатора
- 53. Социальная психология и журналистика. Исследование социально-психологических эффектов сми.
- 54. Аудитория и сми. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
- 55. Осн кодексы проф этики ж-та. Дисскуссии о роли кодексов в общественной ж-ке.
- 2. Аргументы сторонников кодификации:
- 56. Этические принципы взаимодействия журналиста с источником информации.
- 57. Глобальные проблемы современности и роль сми в их решении.
- 58.Проблемы и перспективы научной журналистики в России.
- 59. Свобода журналистики и условия ее существования.
- 60. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- 61. Сми и информационное общество. Общая характеристика проблемы.
- 62. Проблемы международного регулирования информационного потока. Новый информационный порядок.
- 63. Новые информационные технологии и развитие журналистики. Интернет и сетевая ж-ка.
- 64. Политические технологии и сми. Сми в системе власти и политики
- 65. Экономические основы функционирования сми.
- 66. Функции рекламы
- 67. Структурно-функциональный подход к анализу сми (г. Лассуэлл, р. Мертон, г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции сми.
- 1. Наблюдение (информирование)
- 3. Передача культуры
- 4. Развлечение
- 68. Критическая традиция анализа массмедиа
- 69. Социально-психологические теории сми.
- 70. Нормативные теории прессы («четыре теории прессы», концепция д. МакКуэйла)
- 71. Сми и конструирование социальных проблем (концепция публичных арен Хилгартнера и Боска, конструктивистская теория ж.-п. Пажеса)
- 72. Сми в контексте семиотики и структурализма
- 73. Постмодернистская культура и масс-медиа. Постмодернистские теории сми (г. Маклюэн, ж. Бодрийяр, Дж. Фиск).
- 74. Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.
- 76) Современное состояние печатных сми в информационно богатых странах.
- 78. Современное зарубежное радио (специфика сми, стратегия узких форматов, общественное и коммерческое радиовещание, основные форматы).
- 1. Информационное вещание.
- 2. Информационно-музыкальное вещание.
- 3. Музыкально-информационное вещание.
- 4. Музыкальное вещание.
- 79. Современные сми Китая и Японии (национальная специфика сми Японии; экономические, политические, исторические и языковые предпосылки современного состояния сми Китая).
- 80. Понятие языковой образности и выразительности. Использование в современной публицистике.
- 81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.
- 82. Типология региональных (в том числе алтайских) сми.