logo search
Билеты ВСЕ

Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.

Аудитория – (от латин. auditorium - место для слушания) – специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. А. может классифицироваться по ряду объединяющих признаков:

-вид СМК (ТВ, радио, печатные СМИ, Интернет и т.п.)

-конкретное СМИ (газета, журнал, программа и т.п.)

-жанр (аналитика, новости, юмор)

-рубрика

- При определении размера А. различают тип А. по степени вовлеченности в процесс коммуникации: Целевая аудитория – совокупность индивидов, объединенных общими социально-демографическими, экономическими, культурными и иными характеристиками, на которую рассчитывают создатели духовного и/или материального продукта, в том числе журналистского текста.

Потенциальная аудитория – совокупность индивидов, имеющих возможность получать сообщение (тех, кто имеет доступ к определенному источнику информации).

Иногда выделяют еще и так называемую «понимающую» аудиторию – совокупность индивидов, достигающих определенной степени понимания и запоминания информации

Обычно считается возможным и необходимым эмпирически фиксировать два ряда признаков (характеристик) аудитории, называемых объективными и субъективными относительно целей и задач исследования:

-объективные, или внутренняя структура аудитории, которая не зависит от конкретного средства массовой информации или идеологического воздействия. К таким признакам относят социально-демографические характеристики: возраст, пол, социально-профессиональная структура, место жительства, семейное положение, уровень образования. К подобным независимым признакам можно отнести структуру материальных и духовных потребностей изучаемой общности, степень подготовки к восприятию того или иного материала, типы восприятия и т.п.

-субъективные, или отношение аудитории к СМИ в целом, к конкретному носителю информации, материалу, журналисту и т.п. Это отношение непосредственно проявляется в оценке того или иного средства информации, установках на восприятие информации из того или иного источника.

Полнота и достоверность знаний об аудитории являются залогом успешной деятельности редакции и в коммуникативном, и в экономическом отношении.