logo search
Вопросы к экзамену ОТЖ

Исторические типы журналистики.

Исторические типы журналистики – фундаментальная ориентация журналистики на те или иные модели социального устройства или иные идеологические концепции, выраженные в пропаганде определенных социально-классовых интересов.

1. Феодально-монархическая пресса – воплощение авторитарной концепции. Ей свойственна подконтрольность редакционно-издательского дела – через лицензирование, цензуру, назначение руководителей, поощрение и наказание. Свобода печати принадлежала правящему сословию. В условиях абсолютизма (Россия, Англия, Испания, Италия) частной прессе было запрещено касаться политических вопросов. Нормативным источником являлись государственные издания, которые определяли общегосударственный стандарт объяснения важных событий. Пресса – орудие управления страной при монархической власти. Свойственно обожествление правящего режима, открытое заявление национальной идеи. Ориентация на идеологическое управление влияет на содержание и литературную манеру. Помещаются отчеты о событиях при дворе, описываются наряды и манеры царствующего лица.Насыщена пропагандистскими приемами и интонациями, высокопарна. Что служит причиной перетекания читательского интереса к оппозиционным органам печати. Такую прессу можно встретить и сейчас, хотя и в несколько модернизированных вариантах.

2. Религиозно-клерикальная – существует в общественных системах, где церковь осуществляет политическую власть. Со времен возникновения прессы взгляды на нее церкви менялись от категоричного неприятия и запрета до построения собственной системы СМИ. Начало религиозно-клерикальной модели положили попытки церкви взять распространение новостей под свой контроль. Церковь и монархия выступали вместе против свободы печати. В царской России печать подвергалась двойной цензуре – правительственной и религиозной. Постепенно складывался тип самостоятельной церковной периодики.Клерикальной модели присущи многие признаки монархической. Сходство объясняется общностью судеб религиозной и светской власти. У клерикальной журналистики усилена религиозная направленность в стратегии всех действий, происходит замещение фигур: вместо монарха – религиозный лидер, вместо национального патриотизма – ценность единоверия.

3. Буржуазная пресса – на начальных этапах она была оппозиционной по отношению к режиму власти, имела антифеодальную и антиклерикальную направленность, выступала за бессословное равенство и гражданские свободы.

Особенность – насыщение текстов нравственно-философскими, экономическими, политическими рассуждениями; также сатиричность, полемичность в противостоянии феодализму.На стадии зрелости буржуазная пресса имела мало сходств с предшествующей. В идейно-политическом отношении – утрачена принципиальная оппозиционность системе власти. В содержательном плане она наполняется фактами повседневного бытия, подчеркивая свою объективность. С экономической точки зрения пресса становится областью выгодного помещения капитала. Ключевой фигурой является не редактор, а собственник СМИ. Свобода печати – независимость редакций от государственных институтов и абсолютная подчиненность интересам собственников. С производственно-технологической стороны – непрерывное совершенствование материальной базы и профессиональной квалификации сотрудников – к этому подталкивают жесткие законы конкуренции.

4. Социалистическая пресса ее главный признак – служение социалистической идее. Ядро социализма – отрицание эксплуатации человека человеком, частной собственности. Она зарождалась в буржуазном обществе как побочная ветвь печати. В зависимости обстоятельств она либо действует легально, либо уходит в подполье. В социалистическом обществе она реализовывается в полном виде. Основные средства производства газет переходят из частного владения в руки рабочее-крестьянского расселения, печать таким образом обобществляется. Пресса превращается в элемент хозяйственного строительства, освещая жизнь предприятий. С помощью критики и пропаганды положительных образцов она экономически воспитывает трудящихся. Не переставая при этом оставаться орудием идейно-политической борьбы. Журналистика выполняла идеологические заказы, даже если они противоречили нормам морали. Огромен вклад печати и в культурный рост населения. При редакциях организовывались объединения талантливых людей, публиковались читательские письма