logo search
вопросы 10-19

16. Творческая индивидуальность, стиль и имидж журналиста

Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности.Компонентами творческой индивидуальности являются:а) знания – общекультурные и профессиональные;б) умения – опыт, самостоятельный творческий подход;в) желания журналиста – это его потребности – внешние (материальные потребности) и внутренние – специфические человеческие потребности.Потребности выявляют себя в сознании журналиста в форме мотивов (интерес, желание, страсть).

Эффективность журналистской деятельности во многом зависит от того, насколько прочно слились в сознании журналиста желание достичь определенных целей с помощью журналистского воздействия и желание творчески проявить себя в этом виде деятельности.Система желаний журналиста обусловлена и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить:1) Объективное положение журналиста в творческой среде.2) Имеющиеся у него возможности для выявления своей индивидуальности: выбор тем, обращение к определенным источникам.3) Внутреннее устойчивое отношение к самой журналистской деятельности и к ее формам, принятым в данной редакции.Есть две формы выражения творческой деятельности журналиста, а именно:а) индивидуальный стиль деятельности,б) образ автора.

Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным. Каждый индивидуальный стиль представляет собой уникальную систему, которую характеризуют нормативность, системность и историчность. Характерными признаками индивидуального стиля можно считать:а) устойчивость используемых приемов и способов деятельности; б) обусловленность этой системы определяется личными качествами; в) эффективность данной системы как средства приспособления человека к объективным требованиям. Творческая манера выступает как один из аспектов творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность управляет своей манерой, меняя ее в зависимости от типа информационного потока, типа издания и других факторов. Другой формой существования творческой индивидуальности является так называемый «образ автора». Образ автора – это не вся личность журналиста, а лишь какой-то ее срез, аспект, уровень отражения. Функции «образ автора» не исчерпываются воспитательным воздействием на читателя. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет важную конструктивную роль в структуре текста. Образ автора зачастую связывает воедино разнородные элементы произведения. «Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автор Журналистская специализация признак значительной авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая газете».

Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие, обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д. В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость. Говоря про имидж журналиста, стоит отметить, что на «имидж журналиста» можно смотреть с двух сторон: во-первых, как на имидж человека, а во-вторых – как на имидж журналиста, представляющего какое либо СМИ. И если в первом случае имидж журналиста сохраняется на протяжении всей его карьеры и формируется самим журналистом, то во втором нужно учитывать изменение имиджа в зависимости от места работы, либо – сочетание обоих подходов. В случае с имиджем личности речь идет о некоем целостном сформированном образе, впечатлении, которое человек производит на окружающих. Вначале разберу основные составляющие понятия «имидж журналиста» в профессиональной среде: профессионализм журналиста (от умения обращаться с информацией до умения общаться с производственными службами), стиль в одежде, этические принципы (профессионально-нравственные взгляды, профессиональная этика (совокупность ценностей, норм и правил), профессиональная мораль (моральные принципы и ценности, которые сопровождают деятельность журналиста, как аналитика, расследователя, комментатора событий и ситуаций). ПР. Леонид Парфёнов не покинул НТВ вместе со многими коллегами, недовольными переходом прав собственности на канал от Владимира Гусинского к «Газпрому» (впрочем, Парфенов всегда подчеркивал свое отстраненное/правильное для журналиста отношение к политике). И именно работа вместе с приглашенным «Газпромом» гендиректором Борисом Йорданом принесла Парфёнову славу суперзвезды общественно политического телевидения – его передача «Намедни» была чемпионом рейтингов. Тем громче было скандальное расставание с каналом. Парфёнов уволился из-за разногласий по поводу сюжета в своей передаче – он, несмотря на протесты руководства, поставил в эфир интервью вдовы убитого «вице-президента Ичкерии» Зелимхана Яндарбиева. Через полгода после ухода с НТВ Парфенов сделал неожиданный и рискованный шаг: стал главным редактором еженедельника «Русский Newsweek». В журнале он работал три года, сделав его лидером общественно-политических СМИ. А затем ушел, чтобы заняться собственными проектами. (не позиционирует себя как человека политичного, а как человека, который делает то что ему интересно; профессиональная позиция). Журналист сам создает свой образ и имидж, отдавая предпочтения тому или ином работы. А его человеческие качества или жизненные позиции помогают формированию имиджа. В конечном счете потребители СМИ смогут оценить профессионализм журналиста и его моральные качества. Оценка эта выражается напрямую в уровне доверия к СМИ.