logo search
Слово и кино_СТРК

Монтаж – 1

По книге: Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 тт. Т. 2 (М., 1964).

Эйзенштейн (вслед за формальной школой) исходит из того, что «содержанием» кинотекста является принцип организации зрительского мышления (соответственно, «форма» – это способ обнаружения этого принципа). Текст – идеологический конструкт, влияющий на мышление зрителя с помощью определенного набора средств, которые распределяются по двум основным категориям: те, которые создают логически связное повествование, и те, которые оказывают эмоциональное воздействие.

→ См. статью «Перспективы» (1929).

Одно из основных средств этого влияния – монтаж, принцип которого состоит в том, что два монтирующихся элемента дают в итоге не сумму их индивидуальных значений, а некий новый образ с новым значением, т.е. монтаж этих элементов оказывается не механическим соположением, а качественным сопоставлением. Образ в данном случае – результат зрительского восприятия, точнее, результат идеологического воздействия текста на зрителя.

При этом монтаж, по мнению Эйзенштейна, – это не только склейка кадров (хотя это самый очевидный случай), но и слияние любых элементов, в том числе деталей композиции внутри кадра [например: ‘женщина’ + ‘черный наряд’ (предметно-изобразимые элементы) = ‘вдова’ (ментальный образ)].

→ См. статью «Монтаж 1938» (1938).

Вертикальный монтаж – монтаж элементов разной природы, в первую очередь монтаж изображения и звука (зрительного и звукового образа). До появления звукового кино аналогом вертикального монтажа был полифонный монтаж – одновременное движение нескольких способов организации изображения (движение камеры, свет, сюжет и т.п.), каждый из которых одновременно имеет свою линию развития и при этом является составной частью общего развития текста.

→ См. статью «Вертикальный монтаж» (1940).

Монтаж является одним из основных средств создания динамики текста. Создаваемый монтажом образ не дается статично, а возникает, оформляется и устанавливается в восприятии зрителя, которого заставляют как бы проделывать тот же созидательный путь, которым прошел автор, создавая этот образ. Таким образом, по мнению Эйзенштейна, благодаря этому ощущению сотворчества зритель постигает образ так же, как его постигал автор, «сливается» с автором, т.е. принимает его идеологию.

→ См. статью «Монтаж 1938» (1938).