Социальные предпосылки.
Катализатором этих предпосылок стал переход от феодально-абсолютистского строя к буржуазному. Рубеж XVI – XVII веков – время активного складывания рыночных отношений, роста международной торговли. Возникают крупные централизованные абсолютистские государства (Франция, затем Россия).
Закономерно, что периодика как неотъемлемый элемент общественной жизни и культуры поначалу возникла в европейских странах, а не в Азии, где печатное дело получило развитие гораздо раньше. Так, в Корее сейчас хранится самое древнее издание, выполненное с помощью досок-клише (751) и книга, напечатанная наборным шрифтом за 70 лет до изобретения Гутенберга. А старейшей считается китайская газета “Kingpao” («Вестник столицы»), основанная в 911 году. Она содержала лишь императорские декреты и не касалась общественной жизни. А значит, потребность в периодике на то время еще не возникла. Китайские ученые говорят, что пресса появилась на их родине только в начале XIX века.
Потребность в периодике раньше всего появлялась там, где быстрее шло становление капитализма. В Европе первые газеты стали выходить еще до изобретения книгопечатания. Так, в России в начале XVII века выпускались рукописные «Куранты» (аналог дайджеста), сообщавшие правителям о событиях в мировой политике.
Первыми периодическими печатными изданиями считаются вышедшие в 1609 году немецкие газеты «Relation Adler» (Страсбург) и «Aviso-Ralation oder Zeitung» (Аугсбург). Этим годом датируется рождение прессы.
В XVII веке печатные газеты появились в Англии, Бельгии, Испании, Италии, Франции, Швейцарии и др. Среди журналов первым зарегистрированным изданием стал “Journal de Savants” («Журнал ученого»), выходивший в Париже с 1655 года. Газеты были рассчитаны прежде всего на купцов и горожан.
В России родоначальницей периодической печати явилась газета «Ведомости», основанная Петром I в начале 1703 (по другим данным, в конце 1702) года. Это было государственное политическое издание, пропагандировавшее петровские преобразования.
Важно: в XVIII – начале XIX веков журналистика развивалась преимущественно в формах так называемого «персонального журнализма».
Новые издания быстро обретали те признаки, которые отличали их от другой печатной продукции:
-
Регулярность и периодичность выпуска,
-
Относительно большой тираж,
-
Широкое распространение,
-
Оперативность и актуальность информации.
Практически сразу произошло разделение печати на основные типы: газеты, журналы, календари, бюллетени, повременные справочники и т.д.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми