Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
Газета «Новое время» А. С. Суворина. – издатель, редактор, журналист. возникла в конце 60-х гв, 5 раз в нед., маленький тираж и небольшое влияние.
1869 г. - ежедневно, но по-прежнему в числе второстепенных русских изданий. И только с переходом в 1876 г к Суворину, незадолго до этого покинувшему «СПб ведомости» Корша, «Новое время» становится одной из наиболее распространенных и влиятельных русских газет. 1 марта 1876 - 3 тыс экз, кон 1876 – 16 тыс, 1877 – 22 ты.
Суворин- успех издания на событиях, связанных с русско-турецкой войной 1877–1878 . Многочисленное офицерство и чиновничество было привлечено к «НВ» быстрой и разнообразной информацией, остротой материалов, обличавших непорядки в армии. Старые печатные машины не могли обеспечить своевременный выход всего тиража газеты. Поэтому Суворин привез из Парижа новую ротационную печатную машину производительностью 20 тыс. оттисков в час.
Некоторое время - в либерально-оппозиционном духе, что привлекало подписчиков, но в конце 70-х годов изменил позицию и превратил газету в реакционнейший орган, который стал защищать интересы консервативного дворянства и бюрократической знати, травить «инородцев», рабочих и революционную интеллигенцию.
Газета, подкупленная царским правительством, вела борьбу против революционного, + либерально-буржуазного движения.
Главным публицист - Буренин, клеветник и ожесточенный враг прогрессивных течений общественной мысли в России (Дорошевич «Старый палач» - газ.Россия). В состав сотрудников входят Столыпин, Меньшиков, В. Розанов и т.п.
цензура наградила «Новое время» репутацией «самой умеренной и благонамеренной из всех существующих в Петербурге газет».
ВСЕ РУГАЛИ НО ВСЕ ЧИТАЛИ
С 1905 г. газета стала одним из органов черносотенцев. После Великой Октябрьской социалистической революции она была закрыта Советской властью.
Постоянная критика военного руководства, администрации, широкая внутренняя и иностранная информация, острая постановка некоторых нравственных проблем в статьях Розанова, интересная беллетристика благодаря участию Чехова - успех изданию. Розничная продажа, реклама способствовали росту тиража.
Суворин полностью отрицал необходимость радикальных выступлений интеллигенции, студентов или рабочих и постепенно, сохраняя внешний радикализм, становился идеологом самодержавно-бюрократического, буржуазного государства, шел параллельным курсом к правительству и помогал ему.
Массовая («малая») пресса конца XIX – начала XX вв. «Листки» и «Газеты-Копейки»Постепенно формируется качественная и массовая пресса. Старые направления: консервативное, либеральное и демократическое (социалистическое) в прессе сохраняются, хотя существуют издания, стоящие в стороне от главных партийных направлений, декларирующие свою независимость, например «Биржевые ведомости», «Русское слово».
«Русское слово» - ежедневная газета буржуазно-либерального направления. Выходила в Москве с 1895 по 26 ноября (9 декабря) 1917. Издатель - Сытин (с 1897). В газете сотрудничали Дорошевич (с 1902 - фактический редактор), Амфитеатров, БоборыкинГиляровский, Вас. И. Немирович-Данченко и др. Первая русская газета, направившая своих корреспондентов во все крупнейшие города России и многие столицы других стран. Обширная информация и критика царизма способствовали превращению газеты в одно из самых распространённых изданий России. Тираж к началу 1917 - 600-800 тыс. э. При «Русском слове» выходил еженедельный иллюстрированный журнал «Искры». После Февральской революции 1917 поддерживала буржуазное Временное правительство, выступала против большевиков. К Октябрьской революции 1917 отнеслась враждебно.
Закрыта постановлением Московского ВРК. С января по 6 июля 1918 выходила под измененными названиями («Новое слово», «Наше слово»). В июле 1918 окончательно закрыта.
Влас Дорошевич – «король фельетонистов», мастер газетной журналистики, один из самых популярных журналистов дореволюционной России.
Будучи редактором «Русского слова» (фабрика новстей), он призвал в команду Владимира Гиляровского – «короля московских репортеров». Вместе они делали газету, популярности и массовости которой не было равных в Москве. поставил своей задачей сделать «Русское Слово» самой авторитетной и самой распространенной газетой в России. Ему удалось убедить Сытина в необходимости крупных финансовых вложений: были увеличены зарплаты и гонорары, создана развитая корреспондентская сеть, в том числе заграничная, развивалась полиграфическая база.
при построении номера упор делался на непосредственное обращение к читателю. Журналисты стремились заинтересовать не просто случайными сенсационными материалами; привлекать должна была точка зрения, то — «остроумие мысли», «очень ловкая, яркая, выпуклая ее постановка».
1897 г. на средства "Одесского Листка" предпринял поездку на Сахалин и написал ряд очерков каторги, вышедших под заглавием "Сахалин" (Москва, 1903). Один из задетых в очерках тюремных надзирателей возбудил против Дорошевича обвинение в клевете, но процесс закончился полным оправданием обличителя.
«Газета-копейка» Бульварная. в Петербурге в 1908 г. под редакцией Городецкого и Анзимирова. издавалась двумя выпусками — утром и вечером, имела несколько приложений: «Журнал-копейка», «Листок-копейка», «Веселый балагур», «Альбом "Копейки"» и др. стоил 1 копейку (против цены 5 копеек других газет).
Городские новости, скандальные истории, авантюрная беллетристика, неглубокий комментарий событий политической жизни
Читатели - городские мещане, мелкие служащие, чиновники, рабочие, хотя многие передовые рабочие понимали ее развлекательный, оглупляющий характер.
Во многих других городах России были свои газеты-копейки («Киевская копейка» и др.).
Николай Иванович Пастухов — редактор-издатель «Московского листка» — газеты, которая «читалась и в гостиных, и в кабинетах, и в трактирах, и на рынках, и в многочисленных торговых рядах и линиях». Не только читалась, но и... курилась. Привлекая подписчиков, Пастухов заказывал специальную бумагу для газеты, «чтобы она годилась на курево». В нем работал Гиляровский.
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики