Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают , что он имеет черты информационного жанра. "Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы."По исследованиям профессора Барманкулова М. К., интервью делится на две группы: по характеру опрашивающего- интервьюера - журналиста и по характеру опрашиваемого - интервьюируемого- героя. К первой группе он относит: интервью- информацию, интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию и интервью - социологический опрос.Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью-экспресс, блиц-интервью.Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др
Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики. Но в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приёма в обработке материала), серьёзно встаёт вопрос о месте интервью в жанровой системе.
Место интервью определяют в группе оперативно-исследовательских текстов. Тем самым подчёркивается появление в этом жанре нового по сравнению с советским периодом качества – аналитичности.
Наличие авторского начала – один из важнейших признаков любого жанра публицистики. В интервью автор выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо. Это вносит дополнительные сложности в описание стилистики данного жанра. Учёные сходятся в том, что авторская позиция, как бы она ни называлась, в интервью всё же присутствует, выражаясь в авторском стиле, манере речи, его речевой позиции.Речевые позиции, или “речевые партии”, связаны с несколькими определяющими их факторами – темой, личностью собеседника, языковой компетенцией, языковым обликом говорящих. Здесь можно выделить две основные речевые позиции интервьюера:1) интервьюер традиционно вежлив, корректен, придерживается норм публичного общения, вопросы, как правило, подготовлены заранее;2)интервьюер – представитель “новой волны” журналистов, обладает своей “языковой маской”, психологической раскованностью и свободой в выборе языковых средств, интервью протекает в форме вольной беседы, вопросы часто не готовятся вовсе.
Основное коммуникативное задание, прагматическая цель интервью – “получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики”.
Развитие жанра интервью привело к появлению различных типов, отраженных в разнообразных классификациях. Цель и предмет сообщения отражаются в делении интервью на информационные, экспертные, проблемные, интервью-“знакомства”. В зависимости от предмета сообщения находится логическая схема интервью, которая может состоять из одного или двух смысловых центров. Еще одним жанрообразующим признаком является стандартность средств выражения.
Основной коммуникативной единицей интервью является реплика, которая, сцепляясь с другой репликой, образует диалогическое единство. Учёные выделяют различные типы диалогических единств, например, вопрос – ответ, вопрос – контрвопрос, побуждение – вопрос, побуждение – повествование, повествование – побуждение и так далее. Для интервью более характерно диалогическое единство вопрос – ответ. От размещения вопросов и связи между ними напрямую зависит композиция интервью. Выделяются интервью со свободной композицией и интервью, композиция которых –импровизированная беседа.
Интервью со свободной композицией отличается тем, что вопросы в нём можно переставлять, так как они едины лишь своей широкой тематикой, изменение места вопросов не влияет на течение разговора. Композиция импровизированного интервью представляет собой совершенно иной тип отношений вопросов и ответов, при котором “вопрос порождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановка вопросно-ответных единств невозможна”. Ход такой беседы непредсказуем, либо прогнозируется лишь в общих чертах, роль журналиста сводится к тому, чтобы не дать собеседнику уйти от интересующей темы.
типы вопросов журналиста, встречающиеся в интервью: 1. закрытые (формирующие структуру ответа) и открытые (менее структурированные) вопросы;2. вопросы о фактах (информационные) и о мнениях, желаниях и так далее;3. по функциям вопросы делятся на контрольные (несколько формулировок одного вопроса), уточняющие (вопросы “в досыл”), зондирующие (выявляют эмоциональное состояние собеседника);4. функционально-психологически вопросы могут быть зеркальными (в них повторяется ответ или ключевое слово ответа собеседника), косвенные (через выяснение мнения коллег выясняется личное мнение интервьюируемого), эстафетные (для перехода от темы к теме, поддержания разговора), вопросы-мосты (типа “А сейчас поговорим о…”), заключающие.
Далеко не всегда в ходе интервью журналист пользуется только вопросами. Часто это реплики, поддерживающие контакт, либо, наоборот, перебивающие монолог собеседника для уточнения фактов, возвращения к теме и так далее. Существует несколько способов связи реплик, используемых в интервью:
1. вторжение в чужую речь (разрыв речевой ткани);2. использование модальных слов;3. разрыв речи (перебивки);4. повторы и вопросы-переспросы;5. графически отображается способ или форма произношения собеседника, его речевая манера;6. продолжение недосказанности (подхваты).
Композиция интервью зависит от размещения вопросов и связи между ними; существует два основных типа композиции – свободная, при которой порядок вопросов произвольный, и композиция импровизированного интервью, в котором вопросы нельзя поменять местами, поскольку они вытекают один из другого. В интервью представлен широкий спектр вопросов, реплик, различны и типы связей реплик между собой. Все это в совокупности определяет вид интервью.
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики