Английская журналистика во второй половине 19 века.
Лишь в середине 19 века после отмены вышеперечисленных налогов в Великобритании появились дешевые ежедневные газеты «Ежедневный телеграф» («Дейли телеграф»). Тогда же был дан новый импульс развитию провинциальной печати. Английские провинциальные газеты до 1855 года были еженедельными и мели небольшой формат и тираж (средний тираж не превышал 800 экземпляров). Развитие железных дорого, появление телеграфа, отмена налогов позволили некоторым провинциальным изданиям по формату, объему, периодичности сравняться со столичной прессой. С 1855 года влиятельная региональная газета «Манчестерский страж», 1821 («Манчестер гардиан») стала ежедневным изданием.
Увеличение численности периодических изданий и рост их тиражей в середине - второй половине 19 века привели к усилению политического влияния британской прессы и к известной ее политизации. В Англии появились политические партии и отдельные политики, которые стремились манипулировать прессой, использовать ее для пропаганды своих программ и реализации политических проектов.
Важнейшими темами английской прессы в середине 19 века были колониальная политика Англии в 1850-1860-х годах (колониальные захваты в Азии, Китае, Африке, Австралии, Новой Зеландии) и позиция британского правительства по отношению к Гражданской войне между Севером и Югом в США.
В 1850 году в Англии началась первая систематическая передача информации по телеграфу. Сначала это были новости спорта и бизнеса. В 1851 году в Лондоне было основано первое английское информационное агентство «Рейтер», ставшее вскоре телеграфным информационным агентством. В 1866 году по дну Атлантического океана был проложен кабель, соединивший Великобританию телеграфной связью с Американским континентом.
Новый этап развития английской журналистики начался в 7-х годах 19 века. В 1870 году был принят закон Гладсона, по которому начальное образование в Великобритании становилось всеобщим. Это нововведение вскоре привело к существенному расширению и качественному изменению читательской аудитории. Появилось большое количество грамотных людей, которые умели читать и писать, стремились к получению новой информации. Однако информация должна быть понятной, изложенной в доступной, облегченной форме. Так как кругозор этой группы читателей был ограничен, читательские вкусы не сформированы. В результате в конце столетия произошло деление английской прессы на качественную и массовую. Первая адресовалась образованной элите, вторая ориентировалась на широкого и и не слишком взыскательного читателя. У истоков «новой журналистики», ориентированной на широкую читательскую аудиторию, в Великобритании стояли А. Хамсворт, У.-Т. Стэд, А. Пирсон.
На рубеже 19-20 веков пресса все более превращается в индустрию со своей системой права, управления, мощной технической базой. Изобретение телефона в 1876 году привело к специализации среди лондонских журналистов: одни из них («legmen») ходили по городу в поисках новостей и передавали их по телефону, другие («rewrite men») сидели в конторе и записывали сообщения по телефону, передавая ее затем редактору. В 1880-х годах в Англии стали широко использовать древесину для изготовления бумаги, что привело к резкому снижению цен на бумагу и способствовало быстрому развитию дешевой массовой газетной периодики. В 1895 году в британских периодических изданиях появились ротогравюры, изготовленные на цилиндрических металлических валиках. С 1910 года получат развитие различные формы цветной печати, которая будет использоваться в рекламных целях.
Возрастает влияние прессы на развитие экономики, прежде всего посредством рекламы различных товаров. Газеты, получают огромные доходы от рекламы, и начинают рассматривать читателей как часть огромного потребительского рынка. Функция прессы как выразителя общественного мнения отмирает по мере того, как экономические функции становятся эффективнее. Если прежде печать боролась за умы читателей, то теперь борьба шла скорее за кошельки. Отсюда ориентация на возможно более широкую аудиторию. Это приводит к тому, что газета становится поставщиком больших объемов неполитической информации. Как только это случилось, политическая линия газеты, до этого времени привлекавшая определенный круг читателей, перестает существовать.
В 70-х годах 19 века Великобритания утратила мировую промышленную и торговую монополию, пережила депрессию, охватившую промышленность, сельское хозяйство, финансовую сферу и торговлю. Резко сократилась доля страны в мировой промышленной продукции и внешней торговле. Главными конкурентами Великобритании стали США и Германия, пережившие в конце столетия период промышленного подъема. Британская пресса последних десятилетий 19 века проявляла большой интерес к странам-соперницам.
Поиск путей выхода из кризиса заставил некоторых английских интеллектуалов обратиться к социалистическим идеям. В 1884 году было создано «Фабианское общество», которое объединило представителей английской интеллигенции, выступавших за реформирование общества на основе социальных принципов. Членами «Фабианского общества» были такие известные писатели, как Бернард Шоу и Герберт Уэллс. В том же 1884 году Социал-демократическая федерация основала газету «Справедливость» («Джастис»), в которой публиковала материалы о тяжелых условиях жизни фабричных рабочих и пропагандировала свержение капитализма. Однако в целом социалистическая пресса не получила широкого развития и распространения в Великобритании.
Повышение образовательного уровня и благосостояния британцев привело к значительному качественному росту прессы. К 1905 году число британских газет увеличилось, по сравнению с серединой 19 века, более чем в 5 раз и достигло 3367 наименований. Для Великобритании период 1880-1890 годов стал «золотым временем» журналистики, «эпохой дискуссий», когда многие социальные конфликты удалось перевести в идеологическую сферу. В 1884 году появилось первое в мире профессиональное объединение журналистов «Национальная ассоциация журналистов», вскоре переименованная в «Институт журналистов». К 1890 году он насчитывал 2500 членов. В том же году была принята Королевская хартия, согласно которой над организацией устанавливался патронаж королевы. Это решение выдвинуло «Институт журналистов» в ряд важнейших и авторитетнейших профессиональных объединений Великобритании. В 1907 году был создан «Национальный союз журналистов».
О превращении журналистики в профессию свидетельствовало и зарождение в стране высшего журналистского образования. В 1890 году в Лондоне была основана специальная Школа журналистики.
В Великобритании, как и во Франции, консерваторы медленнее, чем либералы, осознали роль и значение прессы. Лишь к 1880-м годам тори поняли значение прессы в борьбе за избирателей и начали схватку за прессу. К началу 20 века они одержали победу в этом поединке: если в середине и второй половине столетия большая часть периодических изданий была под контролем либералов, то к 1900-м годам уже тори контролировали ситуацию в прессе. Это в значительной мере было обусловлено процессом концентрации печати, который интенсивно шел в Англии на рубеже 19-20 веков.
Капитал нуждался в национальной дешевой прессе. Семейные фирмы, которые на протяжении 19 века были основной формой организации газетно-издательского бизнеса в Великобритании, не имели возможности создать такую прессу. Поэтому в конце 19-го столетия периодическая печать становится собственностью акционерных обществ. Они создавались крупными промышленниками и финансистами для коммерческого использования прессы. Возникают газетно-журнальные тресты, объединявшие свои финансовые ресурсы для скупки периодических изданий и использования их для защиты финансово-экономических интересов треста. К началу 20 века из 8 лондонских ежедневных газет только 3 избежали слияния с другими периодическими изданиями – «Таймс», «Дейли мейл» и «Дейли экспресс».
- Вопросы к зачету
- Журналистика Германии 19 века. План:
- Особенности журналистики Германии.
- 2. Карл Маркс – публицист и журналист. Публицистика к. Маркса и ф. Энгельса после 1849 года.
- 3. Отто фон Бисмарк и печать. Бисмарк и Наполеон.
- 4. Немецкие информационные агентства.
- 1. Английская журналистика в первой половине 19 века. Пресса чартизма.
- Английская журналистика во второй половине 19 века.
- 3. Типология английской прессы.
- 4. Агентство «Рейтер».
- Тема: Журналистика сша в 19 веке.
- Особенности журналистики сша в 19 веке.
- От «персонального» к «новому журнализму».
- Создание массовой прессы.
- 1. Особенности журналистики сша в 19 веке.
- От «персонального» к «новому журнализму».
- Тема: Развитие зарубежной журналистики эпохи Возрождения». План:
- Предпосылки возникновения периодической печати. Первые европейские газеты.
- 2. Условия функционирования и характер европейских газет в XVII веке.
- 3. Особенности развития немецкой журналистики.
- 4. Исторические особенности возникновения и развития французских газет. «Ла Газетт» - средство просвещения и пропаганды.
- 5. Английская журналистика времен революции. Дж. Мильтон, Дж. Лильберн – выдающиеся публицисты.
- 6. «Ареопагетика» Джона Мильтона.
- Тема: Журналистика эпохи Просвещения. План:
- Английская журналистика 18 в.
- 3. Французская журналистика 18 в.
- 4. Журналистика Германии 18 века.
- Журналистика сша 18 в.