logo search
ОТЖ (2)

Билет №2. Либертарианская теория прессы

Либертарианская теория получила название от слова libertarian – основанная на свободе воли. Эта теория:

  1. Оформилась и была принята в Англии и США в XVII веке, окончательное становление произошло в XVIII, а расцвет – в XIX веке;

  2. Развивалась из трудов Мильтона, Локка, Милля и из философии рационализма и естественных прав человека;

  3. основные цели печати – информировать, развлекать, продавать, но ГЛАВНАЯ – помогать «открывать правду» и контролировать действия правительства;

  4. печать имеет право использовать любой гражданин, обладающий для этого экономическими возможностями и средствами;

  5. печать контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей», а также судами;

  6. запрещены клевета, непристойности; измена, антиправительственная пропаганда в военное время;

  7. печать принадлежит главным образом частным лицам;

  8. основное отличие от других концепций: печать – инструмент контроля над правительством и удовлетворения других нужд общества, средством передачи достоверных фактов.

Все концепции данной теории сводятся к том, что человек – разумное существо, рожденное свободным. Счастье и благосостояние личности являются целью общества и продвигает цивилизацию по пути прогресса. Таким образом, реализация интересов индивида является конечной целью и человека, и общества, и государства.

Свободы слова и печати были провозглашены в качестве естественных неотъемлемых прав человека.

Однако либералы понимали, что абсолютная свобода печати чревата перегибами, наносящими ущерб личности. Вставал вопрос об ограничении этой свободы, но границы этих ограничений до сих пор остаются камнем преткновения для либертарианцев. Важно определить, какое место занимает пресса в демократическом обществе, в том числе по отношению к государству.

Считается, что в демократической стране правительство является слугой народа, оно должно быть подчинено и подотчетно общественности. Однако со стороны общества необходим контроль, представителем которого может выступать свободная пресса. Таким образом, по л. теории пресса сама становится политическим институтом.

Главная цель средств массовой коммуникации состояла в оказании помощи гражданам и нахождении истины, в разрешении политических и социальных проблем. Для этого пресса должна быть свободна от давления и контроля правительства. А значит, она должна следить за тем, чтобы правительство не преступало отведенных ему границ.

Важно то, что государственная поддержка средств массовой коммуникации отвергалась теоретиками либерализма, поскольку такая поддержка непременно связана с государственным контролем над прессой. Таким образом, споры о степени участия государства в коммуникативном процессе продолжаются. Как правило, в демократических государствах границы осуществления властных полномочий государства определяет судебная система.

Либертарианская теория просто соткана из противоречий:

  1. свобода мнений может привести к нарушениям прав личности и потому требует определенных ограничений;

  2. любые ограничения несовместимы с либертарианской концепцией свободы личности в самовыражении.

И хотя теоретически этот вопрос не решен, в практике руководствуются следующими ограничениями:

  1. Защита репутации личности. Обычно обеспечивается законом и осуществляется судьями. Проблема: личность, занимающая видную должность в обществе. Она должна быть защищена как личность, но открыта как должностное лицо для публичной критики. Парадокс.

  2. Защита морали: запрет на распространение непристойных и неприличных материалов. Но мораль – понятие аморфное)

  3. Право государства защищаться о распространения информации и мнений, порочащих его или подрывающих доверие к нему. Опять парадокс: нельзя порицать правительство, чтоб не настраивать общество против него. Но это противоречит демократическим принципам. Как же свобода слова и печати?!

Другое дело – ограничение свободы прессы в военное время. Во время двух мировых войн этот вопрос стоял особенно остро. Было признано необходимым ограничение свобода слова при чрезвычайных обстоятельствах национального масштаба.

Что касается деятельности правительства, то представители средств массовой коммуникации настаивают на предоставлении им полной и открытой информации в этой сфере. Здесь встает проблема доступа к информации исполнительных органов власти, дипломатических и военных ведомств, секретным документам.

Таким образом, теоретически привлекательная либертарианская доктрина свободы прессы на практике постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия, главное из которых – разграничение понятия свободы и злоупотребления свободой.

Либертарианская теория отражала мировоззрение эпохи Просвещения. А потому в условиях промышленной и технико-технологической революции конца XIX – начала XX вв. вызывала резкую критику со стороны общественности. Основными причинами нападок были следующие:

  1. Пресса пользуется своей огромной властью в собственных интересах. Люди, владеющие прессой, проводят свои собственные взгляды в ущерб мнению оппонентов;

  2. Пресса зависит от большого бизнеса и позволяет рекламодателям контролировать редакционную политику;

  3. В освещении текущих событий пресса часто обращает внимание не на существенное, а на поверхностное, сенсационное;

  4. Пресса сопротивляется социальным переменам;

  5. Пресса является угрозой общественным нравам, морали;

  6. Пресса без достаточных оснований вторгается в частную жизнь людей;

  7. Пресса контролируется одной социально-экономической группой, и новым людям трудно пробиться в эту сферу.

Критические выпады в адрес либертарианских СМК не ограничивались представленным набором проблем. Осуждалась сама коммерциализация прессы, когда, например, на долю пяти громадных издательств приходилась большая часть всех газетных и журнальных тиражей и средств, когда программы составлялись рекламодателями и их агентами, которые подбирали состав исполнителей и покупали время, а низкое качество культурно-развлекательных программ лишало аудиторию возможности выбора.

Общество волновало негативное воздействие СМИ на аудиторию. Масс-медиа обвиняли в вкусам обывателей, в разжигании политических беспорядков, нарушении моральных и этических норм и т.п. Страхи по поводу всесилия СМК подогревались социологическими теориями О. Конта, Г. Спенсера, Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма. В рамках этой теории возникла научная концепция общества: взаимосвязь институтов власти и СМК, которая не позволяет представить обществу критическую картину мира.

Такой мощный критический заряд, направленный против либертарианской системы журналистики, нес в себе угрозу введения государственного контроля над СМК. В этих условиях родилась идея саморегулирования, которая оформилась в теорию социальной ответственности прессы.