logo search
Билеты ВСЕ

Средства массовой информации Германии.

Печатные издания:

Мало общенац газет, преобладание утренних газет, в основном региональные концерны – развитая местная пресса. Причина: современный нем.медиарынок уходит корнями в послевоенные года. Западные союзники закрыли все СМИ, сущ-ие в нацистской Г., и стали создавать свою сист.СМИ, делая упор на развитии СМИ внутри своих собственных оккупационных зон. -> Общ-нац газет мало, и бол-во появилось же после создания ФРГ.

Три категории прессы ФРГ: 1) общ-нац; 2) надрегиональные (распр более чем в 1 регионе, но не на всей территории страны); 3) местная печать (1 регион, 1 район, город и .т.п.)

Концентрация СМИ: многие небольш. местн. газеты входят в «изд. цепочки»: вступают в ассоциированные отношения с неким изд. концерном. Газеты получают от концернов унифицированный контент (статьи о внешн/внутр политике, спортивные обозрения и т.п.), местные новости – на усмотрение редакции. Т.о. газета выживает экономически, но теряет независимость.

Самые крупные концерны сейчас:

1) Аксель Шпрингер Верлаг (газеты: Ди Вельд (кач-ая), Бильд (бульварн.); журналы: ГЕО, ОК, Рллинг Стоунс, Форбс); 2) Вест Дойче Альгемайне Цайтунг; 3) Штудгаутер Цайтунг; 4) Мюнхенер Цайтунг; 5)Ду Монд Шаубер

Происходит таблоидизация даже качественной прессы. Но многие газеты погорели при переходе на таблодиный формат, т.к. не было оборудования для таблоидов. Новые издания практически не появляются, в основном закрываются старые – или сливаются с кем-нибудь. Предпринимаются не очень успешные попытки издавать дешевые издания, например, концерн «Шпрингер» - дешевый вар-т «Вельд» -- «Вельд-Компакт».

«Шпрингер» расширяет влияние за рубежом (напр. Польша – газета «Факт», в Англии участвует финансами в «Дэйли Телеграф» и «Сандэй Телеграф»).

Впервые после 2МВ начала укрепляться партийная пресса. Газета «Франкфуртер Рудшау» (головная у одноименного концерна) разорилась, почти 100% акций было продано концерну «Дойче Друк унд Верлаг» (партийный концерн, близкий к СДПГ). Сейчас этот партийный концерн вошел в десятку крупнейших концернов в Германии.

Общенациональные ежедневные газеты

«Frankfurter Allgemeine Zeitung», FAZ (Франкфуртская общая газета) — либерально-консервативная и самая читаемая в мире газета ФРГ, издается во Франкфурте-на-Майне. Независимая газета, не поддерживает ни одну из политических партий Германии.

«Süddeutsche Zeitung», SZ (Южнонемецкая газета) — серьёзная газета либерального направления, издаваемая в Мюнхене. Несмотря на свое название, является общенациональной газетой.

«Frankfurter Rundschau» (Франкфуртское обозрение) — газета близка к социал-демократам.

«Die Welt» (Мир) — консервативная газета, принадлежашая крупнейшему немецкому издательскому концерну Springer-Verlag, специализирующемуся на выпуске массовой периодики.

«Bild» (Картинка) — бульварная газета, флагман издательства Springer-Verlag, самая тиражная газета Германии. В отл. от всех ост. общ-нац газет, больш часть тиража Bild распр-ся в розницу, не по подписке.

«Handelsblatt» (Торговая газета) — ведущая финансовая газета Германии. Издается с 1946 г.

«Financial Times Deutschland» (Financial Times Германия) — финансовая и политическая газета, которая издается с 2000 г.

ТВ:

Развито Общественное телевидение (ОТВ). В посл годы под угрозой (финансирование и дробление аудитории). Усилия по спасению предпринимает гос-во, но это воспринимается как угроза демократии и свободе слова. Ф-ии ОТВ: гарантировать плюрализм и культурное развитие. Вар-ты финансирования: абонентская плата, гос.фин., рекл.спонс-во, добровольные пожертвования зрителей.

CDF и ARD – общественно-правовые каналы (ОТВ) + 60 каналов в землях Г.

1950 - несколько региональных радиокомпаний решили объединиться в одну. След. 30 лет программы ARD были единственными источниками теле- и радиовещания в Германии. Лишь в 1984 г. на медиарынок ФРГ были допущены частные компании.

Членами объединения ARD являются суверенные телерадиокомпании, кот. самостоятельно готовят свои программы. У истоков объединения стояли всего 6 радиостанций, а сегодня ARD - настоящий мультимедийный гигант. Компания принадлежит обществу (не принадлежит ни гос-ву, ни частноу капиталу). Управляется представителями важнейших общественно-политических организаций, финансирование — через обязательный сбор абонентской платы с каждого зарегистрированного в Г. теле- и радиоприёмника. ARD выпускает 1-ый федеральный канал нем. ТВ. ARD «Das Erste», 11 местн каналов тв, а тж осущ-ет вещание через сеть из более 15 радиостанций.

«Немецкая волна» также общ-правовая медиакомпания. Начала работать в 1953 году как иновещательная радиост-ия. Сегодня это - визитная карточка Германии на 30 языках. В 1960 г. приобрела статус самостоятельной, независимой структуры, не контролируемой, согласно официальному статусу, ни одним правительственным учреждением. Финансируется она Министерством внутренних дел ФРГ

В ФРГ не сущ-т единого закона о СМИ, действуют земельные законы.

При создании Конституции ФРГ в 1949 г. основополагающее право свободы прессы закреплено в статье 5 Конституции ФРГ

DPA – нем.агентство новостей (с 49г.); DDP – почтовая служба (71г.)

Католическое агентство новостей и Евангелическая пресс-служба – частные агенства.

Была задумка перейти к 2010 полностью на цифровое вещание, но не смогли, т.к. такой ранний переход на цифру – преждевременен и оптимистичен. Эфирное, кабельное и спутниковое вещание стали одновременно переходить на цифру. Но немца консерваторы – не хотят переходить на новые приемники. Хотя те, кто перешел и пользуется ими – довольны и во все новшества вникли довольно быстро. В 2003 г. – беспрецедентный переход на цифру целых регионов: Браденбург и Берлин.